Табак защищает от… и тут вспомнили о Болезни Паркинсона

Записки афисионадо

Случилось неизбежное — грандиозная история с тем, что Covid-19 очень мало затрагивает курильщиков, не могла не оживить разговор на тему: а от чего еще спасает табак? В мировых медицинских кругах поэтому немедленно всплыла давно известная история – что курящих что-то очень мало среди страдающих болезнью Паркинсона. Непропорционально мало, с учетом численности курильщиков. И началось: есть новая научная публикация, датированная маем этого года. Речь в ней, заметим, идет в основном о том, какой именно компонент табачного дыма оказывается для страдающих паркинсонизмом целительным. 

  По сути публикация эта означает возвращение к фактам, обнаруженным давно. Был такой известный проект – наблюдали за здоровьем 30 тысяч британских врачей начиная с 1951 года, в течение 65 лет. И получилось, что если британский доктор курил в 1951 году, то у него была на 30% меньше вероятность умереть от Паркинсона. А если он продолжал курить и после, то вероятность эта повышалась до 40%. По сравнению с некурящими, конечно. 

  Здесь надо заметить, что для медицины профилактический эффект любого вещества в 30-40% — это очень много, это нечто такое, что нельзя игнорировать. Так что, можете себе представить, что творится сегодня с табаконенавистниками, узнавшими, что курение дает не 40%, а 400% защитный эффект от нынешнего вируса по французским данным, и 1000% — по американским. Но не будем лишний раз злорадствовать, мы это уже делали и еще будем делать дальше. 

  Итак, вопрос в том, как именно сигарета отгоняет Паркинсона. Публикация констатирует: механизм неясен. Рабочая версия – что курение стимулирует выделение допамина, а это враг Паркинсона. Но «не исключаются и иные варианты». 

  Сейчас выясняется – то есть материалы публикуются заново — что публикации на эту тему были разные, просто их старались демонстративно не замечать. Допустим, 2000-й год, материал в New Scientist о том, что у регулярно курящих на 40% менее активен энзим под названием MAO…  извините, дорогие читатели, я тоже не знаю, что такое вообще энзим… дальше разговор возвращается к тому же допамину, и лабораторные исследования на эту тему были – в Брукхэвене, Нью-Йорк. Другая публикация о том же исследовании говорит, что был выявлен компонент табачного дыма – именно дыма – под названием нафтокинон… больше не буду пытаться кормить вас такими терминами… и это не никотин. Вдобавок есть волшебное вещество ниацин (никотиновая кислота), его тоже не любит Паркинсон  – так что все сложно. 

  А попутно мы выясняем, что были и прочие наблюдения, в частности о том, что на 30% снижен риск Паркинсона у «пассивных курильщиков» (в сравнении с никогда и никак не курившими), и – не падайте в обморок – что у детей курящих родителей тоже потом меньше проблем с тем же Паркинсоном. Вы и сегодня можете  об этом прочитать, и не в одном только источнике. 

  Исследования насчет нафтокинона, повторим, были доведены до 2000-го года, но не забудем, что в конце 90-х Всемирная организация здравоохранения, не к ночи будь помянута, начала всерьез бороться с курением. И сегодня, в 2020-м году, вы видите, как заново берущиеся за тему «табак-Паркинсон» вынуждены делать свою почти религиозную оговорку: нет, я не призываю людей начать курить, однако… 

  Было бы интересно подсчитать, сколько людей погибло от той самой болезни – а могли бы пожить подольше – если бы не антитабачная кампания. 

  А тут еще подтянулись панические оценки: в мире происходит пандемия?  болезни Паркинсона. Когда-то ее жертвы исчислялись единицами, но в 1990-2015 году их число в мире удвоилось до 6,2 миллиона, а в 2040-м предсказывают 12 миллионов. 

  Тут тихо улыбаются недобрые люди: ну-ка, напомните, что у нас в мире происходило начиная с 90-х годов? Борьба с курением и снижение числа курильщиков? А вот докажите, что тут связи никакой нет. 

  И ведь речь только об одной болезни, притом что список таковых, где табак играет до странности защищающую человека роль, довольно длинный. Может быть, сейчас начнут поднимать и прочие затоптанные темы исследований? 

  Особенно с учетом того, что связку «коронавирус – табак» сегодня расследуют по полной программе. Что в этой области нового? Если коротко, то идет драка. Одни люди (прежде всего во Франции, но уже и в Великобритании) выясняют, не никотин ли помогает, а другие (в США) морщатся и говорят: мы работаем с окисями азота. И вместе им не сойтись. 

  Дело в том, что тут набежали идеологи вейпа и прочие личности, для которых никотин – это известное и приемлемое лекарство, его можно потреблять через вейп, его прописывают для «лечения табачной зависимости». Так как насчет того, чтобы бороться с вирусом с помощью никотиновых пластырей? И эти люди сейчас сидят и говорят: Господи, сделай так, чтобы это был никотин. 

  Но другой лагерь им отвечает: а у вас совесть есть? Сегодня не существует ни одного доказанного целенаправленного метода лечения именно от этого вируса, только общая терапия, и нет проверенных методов профилактики. А вы все еще играете в свои игры с никотином, как будто в табачном дыме нет других 4-5 тысяч веществ (ужасно вредных). Как минимум не мешайте нам работать с одним из таких веществ, окисями азота. А у нас в штате Луизиана мы именно им и лечим людей, и есть большие надежды, что этот метод мешает размножению вируса, то есть не дает болезни перейти в тяжелую стадию. Работаем и будем работать, не мешайте своей идеологией. 

  И, наконец, официальные лица от здравоохранения в разных странах все еще делают свои вымученные заявления насчет того, что табак именно сегодня – страшная угроза. Интересно, они сами себе верят? 

  Дмитрий Косырев

Оцените статью