Сигара в русской литературе. Университет Вилли Альверо

События

   Сигара в русской литературе – такой была тема первой лекции тринадцатого триместра Сигарного университета. Познакомившись со слушателями, Андрей Лоскутов, президент Российского сигарного союза, провел небольшой тест – предложил внимательно осмотреть две совершенно одинаковые (с первого взгляда) коробки, определив, какая из них фальшивая.

Конечно, опытному курильщику не составило бы труда сразу назвать подделку, лишь взглянув на одну из коробок, – выдавали, в первую очередь, фурнитура и качество отделки. Для слушателей университета это стало не самой простой задачей, но хорошей практикой. Усложнился процесс еще и тем, что А. Лоскутов закурил сигару, взятую в одной из (это потом выяснилось) фальшивой коробки.
Пытаясь понять, где настоящие сигары, слушатели высказывали разные мнения, но только один заметил, что не купил бы эти сигары из-за того, что банты наклеены неровно. Похвалив Романа за внимательность, Андрей Лоскутов, добавил, что это и есть один из показателей того, что сигары действительно фальшивы, затем назвал еще несколько признаков, по которым можно сразу определить настоящие сигары.
«Почему я начал лекцию именно с этого? Знания – не только шаг вперед, не только возможность глубже погрузиться в мир сигар, это еще и – элементарно – сохранение ваших денег: освоив некоторые знания, вы научитесь отличать подлинное от подделанного, настоящие от фальшивки, и никто вам за ваши честно заработанные деньги не впарит нечестный товар. А тем, кто занимается продажей сигар,­ – знания нужны для того, чтобы правильно продавать не только сигары, но и их story. Товар и товар со story – два разных товара. Предлагаю сигару, скажите покупателю, что это – любимый формат Чехова. Или – сигары такого формата описаны Пушкиным. И эти сигары купят быстрее», — сказал Андрей Лоскутов.
Вот, в «Графе Нулине» граф укладывается спать:
Ложится он, сигару просит,
Monsieur Picard ему приносит
Графин, серебряный стакан,
Сигару, бронзовый светильник,
Щипцы с пружиною, будильник
И неразрезанный роман.
«Здесь перечислено все, что нужно для курения: бронзовый светильник, от которого он закурит, хотя вы позже узнаете, что от свечи, как и от бензиновой зажигалки, раскуривать сигару нельзя, щипцы с пружиною, чтобы разрезать», — пояснил Андрей Лоскутов.
Пушкин не понаслышке знал о курении, но он не был первым человеком, закурившим сигары в России. По предположению А. Лоскутова, этим человеком была Екатерина Великая. Именно она ввела моду на сигару, как моду на табак – Петр I, который любил курить и насаждал курение. Известно около 1000 новых «дел» – производств, которые основаны по указам Петр I: железное, литейное, шелковое, в их ряду и первая табачная мануфактура. А еще раньше, в 1649 году, Алексей Михайлович, отец Петра I, издал указ, в котором запрещал пить табак (в то время говорили «пить табак», слово «курить» пришло позже, из Европы), что еще раз доказывает не просто популярность табака в России, но его проблемную популярность, раз с ним начал бороться великий князь.
«Сейчас тоже развернулась грандиозная битва против табака, к которой подключился практически весь мир. По списку табачных запретов, которые вводились с начала XVII века, с 1604 года, первой была Англия, потом антитабачные запреты прокатились до Японии. Обращу внимание, что последней страной, которая ввела жестокие, на тот момент, табачные запреты, была Россия. Предполагаю, что сейчас, когда по миру пошла новая волна табачных запретов, Россия станет также последней страной (сейчас 150-я), которая принимает такой запретительный антитабачный закон», — рассказал Андрей Лоскутов.
Во время Петра I курили в основном трубку, что было символом человека-строителя, создателя нового. Сигара же в то время считалась баловством. А начиная с Екатерины Великой трубка становится символом другого человека – праздного. Почти вся элита, наполнявшая величием государство российское, – Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Герцен, Гончаров и мн. др. – курили сигары. Сигара стала символом созидания.
Из произведения Гончарова «Обломов» также можно предположить, что он курил сигары:
«… В окна с утра до вечера бил радостный луч солнца, полдня на одну сторону, полдня на другую, не загораживаемый ничем благодаря огородам с обеих сторон.
Канарейки весело трещали; ерань и порой приносимые детьми из графского сада гиацинты изливали в маленькой комнатке сильный запах, приятно мешавшийся с дымом чистой гаванской сигары, да корицы или ванили, которую толкла, энергически двигая локтями, хозяйка…».
Велика вероятность того, что курил сигары и Гоголь. Это видно из небольшого отрывка в «Ревизоре»:
«Не хотите ли сигарку? – говорит Хлестаков. — Это порядочная сигарка. Конечно, не то, что в Петербурге. Там, батюшка, я куривал сигарочки по двадцати пяти рублей сотенка, просто ручки потом себе поцелуешь, как выкуришь».
Лука Лукич, как помните, закуривает сигару не с того конца.
«Написать: «…просто ручки потом себе поцелуешь, как выкуришь…» мог только тот человек, который действительно знает запах сигар», — отметил Андрей Лоскутов.


Оксана Сергеева-Маленькая

 

Оцените статью