Ее Лиличество Брик… Алиса Ганиева, часть I

Алиса Ганиева Гостиная
Наш гость – писатель Алиса Ганиева, автор биографии Лили Брик «Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века».

Владимир Березин: Когда ты пожилой толстый мужчина, да к тому же еще и мизантроп, у тебя шансов в литературе всегда гораздо меньше, чем у прекрасной молодой девушки, которая имеет навык складывания слов в предложения, и перед которой вся будущая жизнь. Конечно, поле литературы останется за ней. Поэтому все, что я скажу, будет проявлением зависти.

Второе обстоятельство заключается в том, что Алиса по своему мировоззрению человек мира. И хотя слово мультикультурный мне не нравится, к Алисе оно, наверно, применимо, Алиса именно такой человек, умеющий в себе разные культуры сочетать.

И, наконец, третье обстоятельство, оно связано с книгой «Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века». На протяжении вот уже лет пятнадцати я занимаюсь советской литературой 20-30-х гг. Это время очень интересное, оно связано прежде всего не только с политической составляющей, но и с эстетической, потому что в начале ХХ века в России происходил социальный эксперимент. Не добрый, конечно, но и, в общем, не бессмысленный, человечество им воспользовалось.  Произошла сексуальная революция, впереди которой была Россия. Произошли изменения жизненного уклада, в силу которых женщина стала не просто полноправным членом общества, а принципиально другим статистическим фактором в литературе и в среде писателей тоже.

Как, впрочем, и табакокурение. Мы понимаем, что важные социальные потрясения всегда идут рука об руку с этим занятием. И эстетика 20-х годов, например, в Париже тоже с этим связана: женщины с длинными папиросами, освобожденные женщины, женщины новых правил. Это, естественно, нашло отражение в литературе.

И героиня биографической книги Лиля Брик при всей своей сложности и при всех обстоятельствах своей жизни являлась символом этого социального эксперимента в мире. И последнее, что я хочу сказать: эта книга вызывает у меня некоторое раздражение, потому что написал ее не я.

Алиса Ганиева: Я хочу поблагодарить всех причастных к моему появлению на этой встрече, для меня это интересный, волнующий и экзотический опыт, связанный, в том числе, и с сигарной инициацией. Мне кажется, что в данный момент у меня к вам больше вопросов, чем у вас ко мне, потому что меня интересует все, что связано с этим вашим необычным досугом…

Андрей Лоскутов: Об этом мы с Вами, Алиса, обязательно поговорим, но в рамках другой встречи. А сегодня всё же — о Вас. Перед нами Ваша книга «Её Лиличество Брик…» Как Вы, человек, вероятно, достаточно патриархального воспитания, с Кавказа, где девочек воспитывают не так, как в Москве, вдруг решаетесь написать такую книгу, да еще и таким языком?

А.Г.: Для меня это тоже определенный эксперимент, поскольку все мои выходившие до этого книги, а их было не так много, были, по сути, классического содержания: проза, рассказы, романы, повести. Проза в основном вся связана с Северным Кавказом, откуда я родом, с его спецификой, турбулентностью, со всеми его конфликтами политико-религиозного характера.

Володя Березин говорил о том, какое преимущество дает женский пол и определенный возраст в литературе. А я бы скорее поменялась с ним местами, заняла бы у него бороду на какое-то время, поскольку женщина, особенно если она недостаточно зрелого возраста, встречает недоверчивое отношение в среде литературных экспертов, читателей и вообще публики. Приезжаешь в какой-нибудь город, в областную библиотеку, и первый вопрос, который задает недоумевающий потенциальный читатель: «А как вы могли это написать, разве у вас есть опыт?»

Может, поэтому начинала я писать как мужчина, у меня был мужской псевдоним. А Лиля Брик родилась спонтанно. Сначала у меня состоялся разговор с издателем «Молодая гвардия». Старое издательство, у них легендарная серия «Жизнь замечательных людей». Какое-то время мне предлагали о ком-нибудь написать в рамках этой серии. Но герой как-то не рождался, не было у меня ни кумира сердечного, ни такого персонажа, который зажигал бы. Но потом вдруг родилась Лиля Брик, практически как импровизация, как экспромт.

А.Л.: Название — тоже экспромт? «Ее Лиличество Брик…» — редкая удача, передающая и смыслы книги, и статус того, о ком она. Купить книгу хочется за одно только название.

А.Г.: Название рождалось мучительно, потому что были разные варианты, в том числе и фривольные. Например, «Твой лифчик — счастливчик». Это двустишие поэт Семен Кирсанов, современник Лили Брик , посвятил ей в 20-е годы.

Вообще, что это за женщина такая, почему к ней до сих пор такое страстное отношение, почему все, кто когда-либо слышал об этом персонаже, делятся на враждующие лагеря: желающие разорвать ее на куски или же считающие почти святой.

А.Л.: Но Вы-то, судя по тексту книги, во втором лагере…

А.Г.: Не совсем. Я старалась прислушиваться ко всем. К тем, кто считал ее роковой стервой, ведьмой, погубившей талантливейшего поэта советской эпохи, женщиной, которая ничего из себя не представляла и была вампиршей, паразиткой вместе со своим мужем Осипом Бриком, грабила несчастного Маяковского и всех, кто попадал под ее руку… Но, прислушиваясь, временами и отдавалась обаянию этой личности.

А.Л.: Не всё в этой личности с точки зрения даже сегодняшнего дня так уж морально — например, её отношения с мужчинами. Разве нет?

А.Г.: Володя Березин сказал о том времени — о российском эксперименте, о том, что именно мы открывали миру. Сексуальная революция в этом списке. Действительно, если посмотреть список ее многочисленных любовников, он будет внушительным. Она сама говорила, что ночью, когда не могла заснуть, пересчитывала своих любовников, но после тридцатого всегда сбивалась.

Судьба этих мужчин незавидна во многом. Одного, Виталия Примакова, сподвижника Тухачевского, расстреляли. Он был вторым мужем Лили Брик, после Осипа, но гражданским. В 1936 году он был арестован, в 1937 расстрелян как раз по делу Тухачевского вместе с десятью другими военачальниками. Предыдущий ее любовник начала 20-х годов Александр Краснощеков – эффектный политический деятель, интеллектуал и даже одно время глава независимого государства, Дальневосточной республики, которая просуществовала всего пару лет (конечно, независимость республики была довольно условной). Немного позже его назначили банкиром в Москве, и он протратился. Протратился, конечно, на Лилю Брик. Разразился большой скандал. Сама Лиля Брик, конечно, в уголовном деле никак не фигурировала. Ей удалось избежать всех ловушек. Она всегда умудрялась избегать каких-либо наказаний. Жила прекрасно, на широкую ногу. Прожила почти 87 лет. Мало того, в этом возрасте, в лучших традициях декаданса, умудрилась покончить с собой.

Продолжение 4 декабря

Оцените статью