— говорит Влад Береснев, член президиума РСС и руководитель Томского отделения Союза, после поездки на Кубу.
Летал в Мексику транзитом через Кубу, на обратном пути решил задержаться там на неделю – навестить друга в Гаване. Увиденное неприятно меня поразило.
Ситуация в стране плачевная. На Кубе я уже в девятый раз, впервые побывал там в 2008 году. Тогда казалось, что попал в рай – кругом добрые и открытые люди, улыбаются, поют…
Приезжая снова и снова, стал замечать изменения. Куба взяла курс на капитализм, но в основе этого строя – эксплуатация большинства меньшинством. Неизбежное следствие –растет напряжение, возникает злость, а затем и преступность.
Сегодня ситуация, можно сказать, вышла из-под контроля. В Гаване – массовые ограбления, даже убийства. Местные говорят, что вечером стараются не выходить на улицу – опасно. На дороге рядом с одним мотоциклистом может остановиться другой и внезапно ударить ножом в бок – так мотоцикл меняет хозяина.
Туристов пока особо не грабят, но прохода не дают. Если раньше мошенников, которые подходят с предложением всевозможных услуг, получалось отшить – теперь это бесполезно. Сбросил с хвоста одного – налетают еще трое. Проходу не дадут никому, так что спокойно прогуляться по городу – утопия. За час приходится отбиваться минимум от десятка прилипал.
Путешественников на улицах Гаваны практически не стало, город опустел. Цены же взлетели до небес. За два бокала рома и салат придется отдать около $50. Такой Кубу я еще не видел! Сигары купить можно, но цены на них не ниже, чем в Москве.
Для кубинцев ситуация еще катастрофичнее. Серьезные проблемы с продуктами, медикаментами. За два года цены выросли втрое, даже вчетверо. В магазинах ничего нет. Минимальной кубинской зарплаты хватает на шесть рулонов туалетной бумаги. В коммерческих магазинах достать что-то можно, но цены такие, что обычный человек заходит туда как в музей. Средство выживания – бананы, которые растут практически везде. Их жарят и едят.
Электричество теперь включают по часам, круглосуточно его нет нигде. Не менее сложная ситуация с бензином. Купить можно, лишь отстояв очередь. Бывает, что в очереди – и тысячи человек. Заправить дают только свой бак, в канистры топливо не наливают. Израсходовал полный бак – нужно вновь записываться в очередь.
Удрученный положением в Гаване, через пару дней уехал на Варадеро. Даже там ситуация с питанием резко ухудшилась. Если раньше в отеле подходил к столу и накладывал себе еду по вкусу, теперь официант трясущимися руками кладет на тарелку один кусок и пристально смотрит, затем дает еще кусок и смотрит уже так, что третий брать стыдно.
Куба – не та, что прежде. В это сложно поверить, но видишь происходящее собственными глазами, и сомневаться не приходится. Когда жизнь вернется в нормальное русло – непонятно.
Владислав Береснев,
руководитель Томского сигарного клуба