Смерть, где твое жало?

Записки афисионадо

Продолжаем тему: сколько людей убивает курение. И вот вам свеженький документ с сайта Минздрава. Начинается так: «С П Р А В К А. По поручению Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой при Минздраве России была организована межведомственная комиссия по анализу причин смертности в нашей стране и принятию мер по ее снижению». 

    Понятно, да? Сейчас нам скажут, что мы курим, от этого мрем, как мухи, и надо принять меры к нашему снижению. Так? А вот нет.

    Для начала – хорошие новости. «В силу положительных демографических изменений, приведших к увеличению продолжительности жизни, количество граждан в старших возрастных группах увеличилось с 20,5% в 2006 г., 22,3% в 2011 г., до 23,5% в 2014 г. Это увеличило и общее количество умерших. Таким образом, хотя смертность среди лиц старше трудоспособного возраста снизилась (в процентах. – Д.К..), увеличение их числа определило тенденцию к росту общей смертности в стране».

    То есть жизнь определяет смерть… нет, правда – новости хорошие. У нас за истекшие годы увеличилась продолжительность жизни. Таких «продолжительных» стало числом больше. Правда, раз они в возрасте и их стало много, то и смертность в абсолютных цифрах выросла. Но где же тут про курение?

    А подождите. Вот, перечисляются основные причины смерти в РФ, их числом восемь штук. Сейчас вам все будет: вот ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярные заболевания, новообразования, туберкулез, дорожно-транспортные происшествия, болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания, младенческая смертность.

    Что такое, опять нет курения? В том-то и дело, что нет. Вообще нет. Савсэм нэт, не числится курение как причина смертности, да и вообще ни одного слова про таковое во всем докладе. Вот здорово!

    А откуда, с другой стороны, этому курению там появиться? Помнится, в прошлой колонке я писал, что еще ни один человек в мире не умер с записью «курение» как причина смерти. Более того, даже курение как причина возникновения заболевания – ой, сложно. Не очень доказуемо. И это – активное курение, а про пассивное и вообще речи нет.

    Но как тогда насчет того, что «ежегодно в России в результате табакокурения погибают около 300 тыс. человек»? Это кто сказал и где? А на пресс-конференции, еще в качестве заместителя председателя комитета Госдумы по охране здоровья, сказал несколько лет назад уважаемый нами Николай Герасименко. Он еще тогда добавил: «Это 25% в общей структуре смертности» (в России, повторим). Цифра эта обошла весь мир, включая Всемирную организацию здравоохранения, и встречается в поиске первым делом. Хотя есть и более дикие оценки. А в только что вышедшем докладе – ничего.

    Нестыковочка, однако. Недосмотр.

    Можем предсказать, что Минздрав исправится и в следующий раз не пропустит подобного документа без статистической эквилибристики. Как эквилибристика делается, я писал в прошлой колонке (про США, конечно), и напишу в будущих. У каждой цифры есть первоисточник, который потом забывается, и цифра, взятая фактически с потолка, гуляет по умам. Обычно это прикидка, натяжка, предположение, зато оч-чень страшное. Берутся новообразования плюс ИБС плюс что-то дыхательное. Приписывается какой-то процент вышеозначенных причин смерти курению (как процент вычисляется? – по методике ВОЗ, например). Все.

 
А тут собирается серьезная комиссия и устраивает антитабачникам облом. Не намеренно, конечно, но как-то ее, ошибочку, придется исправлять. Будут теперь всеми силами объяснять, как получилось, что 25% смертности – все же от курения, притом что среди честно перечисленных ключевых причин таковой – и «внешние факторы», и ДТП, и туберкулез…

  Вот только исправлять ее будет сложно без кардинальной переделки всей приведенной статистики. Дело в том, что команда, делавшая «справку», успела все-таки высказаться по поводу неправильного образа жизни, который оказал влияние на эти самые 8 факторов. Только речь у них идет об алкоголизме.

  Получается так: например, есть внешние причины смертности трудоспособного населения — травмы, отравления, самоубийства (вклад в смертность – 28,2 %), и болезни органов пищеварения (вклад в смертность – 8,9 %). Так вот, «подавляющее большинство смертей от внешних причин происходит в состоянии алкогольного опьянения», и алкоголизм же «тесно ассоциирован» с болезнями органов пищеварения (особенно циррозы печени, панкреатиты, панкреонекрозы и др.). Он же «связывается» с болезнями органов дыхания (запущенные случаи пневмоний) и сердечно-сосудистой системы (кровоизлияния в органы на фоне гипертонических кризов, инфаркты миокарда, инсульты и др.). 

    Причем дело-то серьезное – составители справки посмотрели ситуацию по регионам, и там, где люди совсем спиваются, соответствующая статистика убедительна и их позицию доказывает.

    А теперь давайте посчитаем так, как считают «они». Почти 40% смертей (правда, в трудоспособном возрасте) – в «подавляющем большинстве случаев» от пьянки. Подавляющее – это 30 или 35%? Если добавить к этому 25% от курения… Или пьющие также и курят? Но ведь умирают они, согласно «справке», все-таки от пьянки? Так или иначе, ваши шансы сдохнуть от гриппа или, допустим, от язвы минимальны, им просто не остается в статистике места. Не было бы вредных привычек – ходили бы все с гордо поднятым носом, приговаривая: смерть, где твое жало?

    Справкоделатели, похоже, недалеко ушли от борцов с курением. Я не сомневаюсь, что их цифры насчет пьянства вполне справедливы, но они-то еще и предлагают – в соответствии с поставленным заданием — бороться со злом. Как? «Необходимо срочное принятие общегосударственных мер по борьбе с суррогатным алкоголем и его нелегальным оборотом, по активному противодействию бытовому пьянству и поддержанию трезвого образа жизни. Требуется подключение к их реализации и контролю всего российского общества, религиозных конфессий и гражданских активистов».

    Ну, ясное же дело. Говорят, что некоторые видные борцы с курением, «люди на букву Х» — Халтурина и Хамзаев – снова сосредотачивают основные усилия на борьбе за тотальный запрет всех алкогольных напитков. Вот у них есть теперь новая статистика. А по части их антитабачной борьбы – статистический облом. Покойников на то и другое дело не хватит, надо выбирать.

    Жаль, что это те же самые люди. А то было бы занятно наблюдать драку за проценты (за покойников) между борцами с курением и борцами с алкоголем.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью