Почему мы настоящие консерваторы

Записки афисионадо

Уважаемые друзья, есть подозрение, что множество моих колонок о том, откуда пошла антитабачная кампания и как они нам врут, дошли до какого-то логического предела.

    Более того, они скоро превратятся в книгу. Когда книга выйдет, вы будете первые, кто об этом узнает. Но такое событие уж точно похоже на логический предел.

    И тогда что делать? А вот что: так странно получилось, что разговор-то оказался куда шире того, курить или не курить. Он вышел на самые основы мировоззрения, на вопрос о том, что можно, а что нельзя делать с людьми, и почему.

    А это все – философия. Не пугайтесь. Она, родная. Наука о том, что такое хорошо и что плохо, и почему.

    И вот дожил: читаю по четвергам лекции по философии в Светловской библиотеке (публичные, для группы умных дам золотого возраста). Будем считать, что это разминка. Те же лекции можно повторить где угодно. Да хоть книгу издать.

    А пока что я задумал превращать каждую из них в колонку – вот эту. Философия в миниатюре. Нет такого философа и такой концепции, о которой нельзя сказать в одной фразе или абзаце, просто и ясно.

    И вот вам краткая выжимка из первой, уже прочитанной в прошлый четверг лекции.

    Итак, кто первый из консерваторов в мире? Его забыли на 200 лет, но сейчас, когда консерватизм интересен всем, когда мы и западники давно признали, что демократия пошла лесом, построенная на ней система управления больше не ловит мышей (посмотрите хотя бы на США) – всем стало интересно, а где та развилка, на которой Запад пошел не туда. И где тот человек, который на той развилке звал повернуть в другую сторону.

    Нашли: Берк, Эдмунд Берк. Человек, который не просто сказал в 1790-м, что французские революционеры (Робеспьер, Марат, Дантон, Директория – все-все) убийцы и нелюди. Он еще, буквально в одиночку поначалу, уговорил свою страну, Англию, начать с ними войну. Которая шла 25 лет и в 1815  завершилась победой — Ватерлоо. А ведь Берк был всего-то членом парламента. Вот она, сила хорошо сформулированной мысли.

    А что за мысль и почему революционеры нелюди? Мало, что ли, в Европе свергали и убивали королей? Да сколько угодно. Но французские революционеры создали идеологию, которая, на взгляд Берка, ставила их вне закона, вне человеческого общества. А значит, их надо было просто уничтожать.

    А вот теперь читайте внимательно и увидите, какое вся эта философия имеет отношение к нашей борьбе с антитабачной заразой.

    Берк говорил, что революционеры – это люди, настолько увлеченные своей прекрасной идеей улучшения человека (или своего народа), что не останавливаются перед тем, чтобы заставить людей делать то, что они не хотят. Вплоть до уничтожения несогласных.

    И вот сегодня те, кто заново изучает Берка (их много), напоминают: настоящий консерватор – это тот, который ненавидит любую идеологию и исходит из того, как настроен и что думает его народ в данный момент.

    Берк об этом очень ясно высказывался. Примерно так: свобода – это когда человек делает то, что хочет. Так вот и спросите его, а что он хочет. Если расходятся интересы разных людей, на то вы и политик, чтобы обеспечить компромисс между ними.

    Хорошо, а откуда берется представление людей о том, что можно и нужно делать – то есть представление о добре и зле? Берк отвечает: из столетий истории и культуры. Которые уничтожаются революционерами, между прочим.

    А отсюда – в сегодняшнем мире — вывод: культур вообще-то много. Так что единой идеологии в мире быть не может. К чему сегодня мы и пришли, в нашей внешней политике в частности.

    Вот что такое настоящий консерватизм. Что тогда такое либеральная идея, она же глобализм? А получается, что это наследие убийц и нелюдей, французских революционеров. Что, собственно, западная цивилизация и не скрывает. Как не скрывает и то, что эпоха, наследовавшая робеспьерам, подходит к концу. Хотя бы потому, что новый, народившийся мир – он консервативный, точно по Берку. Россия, Китай, Индия и прочие – да, если присмотреться, большая часть мира.

   Из зала меня спросили: а у нас есть деятель, который думает как Берк? Ну, допустим, Путин, ответил я. И тут тетенька нашла по смартфону портрет Берка… и все засмеялись. Похожи как братья, надеть Путину пудреный парик – будет Берк.

    Вам понятно, причем здесь борьба с курящими? А притом. Это когда есть идея настолько абсолютно прекрасная (мир без табака), что ради нее не жалко пожертвовать целыми поколениями людей (все равно не бросят), унижать их, распространять заведомое вранье о вреде пассивного курения, натравливать некурящих на курящих — зато деееееееееети курить не будут.

    В общем, нелюди. Никакие не консерваторы. Так же как уроды, врывающиеся в наши театры или музеи, тоже никакие не консерваторы. У них такая прекрасная идея – вернуться то ли в 19-й, то ли в 16-й века, что ради этого не жалко унижать миллионы людей, заставлять их делать то, чего они не хотят.

    Самое интересное в консерватизме – что это не идеология, а наоборот, ненависть к любой идеологии. Поэтому консерватора трудно понять нам, привыкшим с детства, что без идеологии никак. Правильно?

    А вот не совсем. У всякого настоящего консерватизма есть фундамент, настолько для консерваторов очевидный, что они его даже не замечают, не обсуждают. Это, если коротко, просвещение как ответ на все вопросы. Знания вместо невежества. Невежество – это для революционеров. И об этом будет моя вторая лекция в «Светловке», через четверг. И очередная колонка тоже. Если, конечно, меня не остановят и не скажут: ты что публикуешь на нашем табачном сайте?

   Дмитрий Косырев

Оцените статью