А также можно подвергать людей всяким массовым экспериментам, типа борьбы с курением. И одно из последствий коррупции, во всех и всяких смыслах – потеря народного доверия к коррумпированным.
Мы опять на всякий случай говорим о США? В этот раз – не только. Доверяют ли россияне врачам: есть такой вопрос, и есть такие ответы, их много, потому что социологические службы у нас разные и многочисленные. И вот ВЦИОМ нам сообщает (в июне прошлого года, более свежих данных нет): в 2022 году доверие россиян к врачам снизилось.
Там считают не проценты ответивших, а баллы. Доверие к профессии упало на полбалла и составляет 3,28 из 5 возможных, что бы это ни значило. Если без баллов, то оказывается, что «полностью доверяют» медикам 20% опрошенных, а в 2020 году таких было 36%. А вот фонд «Общественное мнение» считает по-другому – там ранее тоже оценивали российское здравоохранение и доверие к нему, и получилось, что только 12% считают, что дела в этой сфере идут безоговорочно хорошо. Но это уже другая система подсчета.
И вот теперь о США, где появились данные свежие – от самой престижной службы, Гэллапа. И они сильно хуже наших. Там получается, что доверие к медицине падает уже третье десятилетие подряд и докатилось до 15%. Еще есть категория «доверяют чуть-чуть или совсем не доверяют», и таких 69%. Речь о доверии к системе, а не к профессии медика, но это не столь важные тонкости.
Причина: деньги. Америка единодушно считает, что медицинское лобби их грабит, вместо того чтобы лечить. И гнев народный обращен не только и не столько на человека в белом халате, а все больше на фармацевтов, страховщиков, аптекарей и даже поставщиков техники и услуг. Очень подробный доклад на эту тему включает анализ котировок любых медицинских ценных бумаг (они куда выше любых прочих). Еще есть упоминание того, что в этой отрасли в США крутится больше денег, чем вся германская экономика производит за год. При этом деньги-то выжимаются, но по ключевым показателям – продолжительность жизни, выживаемость новорожденных и многим прочим – бывшая сверхдержава выглядит не очень хорошо.
Заметим, по этому вопросу нет радикального разделения на демократов и республиканцев. Недоверие к здравоохранению – чуть не единственный фактор, объединяющий нацию. Хотя понятно, что демократы доверяют этой системе чуть больше. Она идеологически им ближе.
Что имеется в виду? Вывод отом, что проблем много, но первая из них – когда пациенты (да просто люди) лишаются выбора. Система им диктует и навязывает все – врача, тип лечения, и прежде всего стоимость такового. Здоровье навязывают людям безликие бюрократы, особенно из демократов. Которые заодно делают медстраховку обязательной.
Обязательность — знакомая тема, да? Все наши разговоры о том, почему борьба с курением – зло, сводятся к этой формуле «насильственного здравоохранения». И к тому, что люди, считающие себя вправе навязать здоровье, коррумпированы не столько в денежном, сколько в еще более серьезном смысле, в моральном, умственном.
Ну, и яснее ясного, что доверие к медицине обвалилось везде из-за истории с вирусом. Это уже даже неинтересно говорить. Хотя великолепные факты поступают из тех же США буквально каждый день. Вот хотя бы публикация, подводящая итоги поведению медицинского лобби в той вирусной истории. Не автор, а один из комментаторов считает, сколько раз и по какому поводу американцам тогда врали (и местами продолжают врать). Получается 18 пунктов. «Сиди дома, спасай жизни» — оказалось, вранье, это ничего не спасает. «Две недели, чтобы замедлить распространение вируса» — вранье. «Маски защищают» — вранье. И так далее. Врала вся система, подмяв под себя государство. Вот это и есть коррупция, а не только выжимаемые в процессе деньги.
Но вернемся к нашим, российским реалиям, к тому, откуда все начиналось – к кампании по борьбе с курением, которой 10 лет (на самом деле больше, смотря откуда считать). У нас назревают политические перемены. Президентские выборы марта следующего года – тут все почти понятно. Но дальше будут парламентские выборы, а потом, еще дальше, и новые президентские. И было бы очень странно, если бы наша сторона – нормальные люди, в том числе курильщики – не увидела, что моральная коррупция медицинского лобби не может не оказаться очень важной в этих многолетних кампаниях. Такой же важной, как необходимость перемен в сфере образования – науки – средств массовой информации (это на самом деле одна сфера).
Что было 10 лет назад или раньше: мало кто мог противостоять онищенкообразным персонажам, которые затыкали всех словами «нет, вы слушайте меня и делайте что сказано, потому что я специалист и лучше знаю». Но сегодня таких опозоренных специалистов (которые теряют доверие) можно и нужно привлекать к ответу, если не хотите, чтобы ваши политические конкуренты у вас эту выгодную тему украли.
10 лет назад было довольно сложно обвинять наше медицинское лобби в том, что оно – часть глобального. Люди еще не были сильно готовы верить, что в России борются с курением потому, что с ним борются начиная с США и Великобритании, а наши борцы выступают лишь исполнителями зарубежных распоряжений. Сегодня эта роль исполнителей во множестве самых разных ситуаций более чем очевидна.
10 лет назад страховая медицина еще кем-то считалась прогрессом. Сегодня непонятно, а почему она должна работать у нас, если она не работает в США (и, кстати, в Великобритании тоже, и еще во многих местах). И настоящая драка должна идти между сторонниками тотально советской (государственной) системы и непонятными прочими. Одно ясно — если доверия к медицине нет, то нет и шансов сохранить существующую, как она есть.
Было бы чудовищно обидно упустить удачно складывающуюся ситуацию, не нанести мягкий, но мощный моральный удар всей иноагентской сволочи, которая несла в Россию технологии борьбы с курением – несла от вот этих, теряющих какое-либо доверие.