Мои третью и четвертую лекции по философии я здесь пересказывать не буду. По той простой причине, что они родились из моих предыдущих колонок на этом сайте, из выступлений на разных табачных-антитабачных форумах и т.д. То есть вы все это уже читали, причем первыми из всех.
Если коротко, то так: курс лекций начинался с того, что отец современного консерватизма Эдмунд Берк объяснил, почему лидеры французской революции (Робеспьер и прочие) – нелюди. Потому что они ради своих прекрасных идей улучшения человечества (завтра) готовы подавлять, менять, а то и убивать реально существующих людей (сегодня).
Поэтому позапрошлая лекция была про Исламское государство, а прошлая – про антитабачную кампанию. С очевидным выводом, что одно от другого принципиально не отличается. Другое дело, что тут после Робеспьера появились такие техническо-информационные возможности, что куда там нелюдям 18-го века. И ИГ, и антитабачная кампания используют новейшие способы обработки мозгов во всемирном масштабе.
При этом оба движения – странный симбиоз циников (заказчиков кампаний) с полуграмотными фанатиками (исполнителями). Ну, и оба не просто готовы, а реально и сознательно создают невыносимые условия для миллионов людей, а чуть что – и убивают таковых.
Но хватит о нелюдях и прочих революционерах, давайте поговорим об их противоположности – настоящих консерваторах. Что это такое, исходя из начального определения Берка? Это существа из сказок или они реальны?
Более чем реальны. И поэтому следующая моя лекция, в этот четверг, будет о том, что в основе существования китайской цивилизации лежит тотально и абсолютно консервативная идея.
Это, кстати, вниманию Эдуарда Сухарева, который как-то недавно интересовался тем, чтобы я рассказал клубу всякое и разное о том, что такое китайцы.
Так вот, китайцы – это прежде всего Конфуций, так же как для западника прежде всего идет Христос. Даже если западник, например, атеист. Ведь нужно же знать, кого и что отвергаешь.
Если мы представим себе китайца, который никогда не читал Конфуция (вообще-то таких нет, поскольку в школе все учились), то даже и тогда его базовые представления о том, что такое хорошо, а что плохо – чисто конфуцианские. То есть он может быть хулиганом и жуликом, но ведь все равно знает, что поступает не по-конфуциански.
В этот четверг я не буду рассказывать о биографии философа, не буду читать его цитаты (а он много чего наговорил). А расскажу лишь о том, что через четыреста лет после смерти Кун-цзы китайское государство было официально организовано по его заветам. И следует им до сих пор, хотя идеал – он и есть идеал, то есть он недостижим.
О чем речь: о том, что начиная с 1 века до нашей эры (образование империи Хань) до бедствий 20-го века человек, который в Китае хотел стать госчиновником, должен был сдать в столице экзамен. Он писал сочинение по одному из многочисленных конфуцианских трактатов, самого Кун-цзы или его последователей.
Это делалось потому, что, по Конфуцию, аморальный (то есть неграмотный, что почти одно и то же) человек не мог руководить другими людьми, районом, обществом, государством. А мораль создавалась из гуманитарного образования. Истории, философии, литературы.
Вот это консерватизм в своем чистом виде. Консерватизм и просвещение неразрывны. И, кстати, движение за права курильщиков по сути просвещенческое, а значит, и консервативное.
Есть на эту тему книга одного из моих учителей, Владимира Малявина. Книга про ту самую династию Хань, от которой все пошло. У книги такое название, что дальше можно и не читать: «Империя ученых».
И вот вам примеры из сегодняшней практики. Бедный, необразованный, сбежавший за рубеж китаец 20-го века (допустим, сбежал в Сингапур, стал там чернорабочим, таскал камни) заработал первые деньги. Что он с ними делает? Отдает детей учиться. Это попросту не обсуждается. А уже через поколение, кстати, эти китайцы контролировали благодаря такому подходу бизнес в этой стране и всех соседних. То есть связка «образование – мораль – стать человеком» сидит у них уже в генетике.
И раз уж у нас тут лекции по философии, то что нам такая концепция напоминает? А Вольтера и прочих людей европейского Просвещения. Они мыслили точно так же. Мораль как основа отношений в обществе создается с помощью просвещения, то есть гуманитарного образования.
Вот только Вольтера посмертно обломили люди противоположных взглядов – французские революционеры, и мечты его не сбылись. А в Китае идеи Вольтера воплотились на практике за 18 веков до рождения такового.
В следующий четверг – завершающая лекция о том, как идеи Конфуция и Вольтера более чем неожиданно сыграли главную роль в мало кому сегодня известной драме 1957 года в СССР.
Дмитрий Косырев