Дозапрещались

Записки афисионадо

Ну и что нам с того, что американцы в ответ на бешеную кампанию против курения массово переходят на марихуану, скажете вы. Россия не Америка. Согласен: к счастью, именно американские формы идиотизма нам не вполне свойственны. Но я продолжаю рассказывать вам о том, как они дозапрещались курить, с полным пониманием: у нас все было и будет как-то по-другому. Впрочем, не станем забывать, что люди все-таки даже в Америке — люди, с их общей видовой психологией. Точно так же как кошки даже в Африке кошки.

  Итак, репортаж в «Нью-Йорк таймс» о том, что жители одноименного города и штата все больше курят марихуану, поскольку таковая победно шествует по стране в целом. Материал небольшой – так, уличные наблюдения. Попыток провести связь с запретами на курение табака в материале нет, вообще ни слова о табаке. Ни одного! Статистики в этом репортаже тоже мало (общенациональной совсем нет). Есть та самая человеческая психология.

  Ну и, надеюсь, моим читателям не надо объяснять, что марихуана – это не просто куда хуже табака, это очень паршиво. То есть с Америкой и ее обитателями происходит что-то не очень хорошее.

  Главная мысль материала – что творится что-то новое, по множеству улиц Нью-Йорка все гуще тянется характерный сладковатый дым. И не по одним лишь окраинам – репортер описывает эмоции человека, унюхавшего тот самый дым в 8.30 утра на Уолл-стрит. Шок!

  При этом курить эту штуку именно в штате (и городе) Нью-Йорк пока еще нельзя. Но уже можно в штатах Аляска, Колорадо, Орегон, Вашингтон и в том Вашингтоне, который в округе Колумбия (столице). В Нью-Йорке всего лишь разрешили пользоваться марихуаной для «определенных медицинских состояний» и обладать 25 граммами травы для личного употребления. А курить все-таки нельзя. Ну, то есть полиция в этом случае скорее всего не будет арестовывать, а пришлет квитанцию на штраф. О чем заявили совместно новый мэр города (после Блумберга), Билл де Блазио, и шеф полиции. Кроме того, есть городская статистика насчет того, что аресты и прочие меры по этой статье в прошлом году резко сократились.

  Тогда что же происходит? Вывод газетного материала – видимо, точный – таков: нью-йоркцы вдохновляются теми самыми пятью штатами, где уже можно, и законодательными инициативами во множестве других штатов, которые с уверенностью парового катка идут по всей стране. Они знают, что легализация марихуаны неизбежна повсюду. Поэтому неважно даже, что в этом конкретном городе таковой пока нет: будет. Общественное мнение изменилось необратимо. Это капитуляция.

  Теперь давайте сделаем свои собственные выводы из этой истории.

  Первый: американцы, с их антитабачной кампанией, в очередной раз получили катастрофу. Первая была, когда ввели сухой закон в 1920-1933 годах. Итогом тогдашнего запрета на любой алкоголь был не только рост употребления алкоголя, пусть и незаконного. Итогом были катастрофические изменения экономического и политического пейзажа в виде создания всесильной мафии (которая начиналась с контрабанды виски из Канады). Справились с этой проблемой лишь в 70-е, и то еще неизвестно, справились ли.

  И тут как не вспомнить, что конечной целью медицинского лобби и его фанатичных исполнителей является полный запрет табака. Они к этому идут шаг за шагом. Тупость на ошибках истории не учится.

  Вывод второй: американское общество, с его очень мощной полицией, считается законопослушным, пока его не довели до крайности, до массового бойкота закона. Но сначала американцы закон все-таки как бы выполняют. Российское общество не такое; а тогда можно ли считать, что, массово, мягко и тихо саботируя наш антитабачный закон (скорее дух его, чем букву), мы таким образом спасаем себя от победы марихуаны, а то и чего похуже? Загадка.

  Вывод третий и давно уже мной высказывавшийся: антитабачная кампания ведется вовсе не для оздоровления нации, а ради денег тех, кто решит обратиться к врачу, чтобы бросить курить. Если бы антитабачная команда думала о здоровье нации, то эту историю с победой марихуаны как-то бы заметила. И, возможно, совершила бы коллективное самоубийство от раскаяния.

  Вывод четвертый: провал антитабачной кампании, так же как до нее  антиалкогольной, связан, возможно, с тем, что их организаторы не задали себе простой вопрос – зачем люди курят. Они вместо этого придумали фальшивку насчет того, что курение вызывает наркотическую зависимость (на биохимическом уровне), и заодно запустили «дурочку» насчет того, что во всем виноваты табачные компании. Вот и получили. Курить табак нельзя? А мы перейдем на электронные сигареты. Они вам тоже не нравятся? Ну, хорошо, вы забыли запретить курить нечто другое, вот вам… Это называется психологией человека как вида.

  Я два года не был в Нью-Йорке. Интересный город, там даже в худшие дни можно было курить в местах, где вроде как нельзя. Другое дело, что и там можно было встретить этот феномен – подкатывающуюся к тебе антитабачную активистку, страшную, истеричную тетку, хрипящую: «вы не даете мне дышать!». И подучивающую детей демонстративно кашлять, лишь завидев твою сигарету.

  Так вот, интересно – что такая тетка сейчас делает, учуяв совсем другой дым? Как ей там дышится?

   Дмитрий Косырев

Оцените статью