Что-то меняется

Записки афисионадо

Мой очередной радио-эфир на табачную тему получился необычным: драки не было. Хотя оппоненты были, и вполне антитабачные. В результате, выйдя из «Комсомолки», я оказался в положении опытного моряка, который нюхает ветер и уверенно говорит: шторма не будет. И это не по поводу одной дискуссии, а ситуации в целом.

   Конечно, ошибаются и опытные моряки, но собственному чутью надо иногда и доверять.

    Поводом для разговора на радио «Комсомольской правды» были отрывки из моей книги «Курить_нельзя_запретить», которая ну вот совсем скоро окажется у меня в руках. Мои оппоненты эти отрывки читали. Кто они были: доктор № 1, пульмонолог, старый, с бородкой клинышком, слишком умный, чтобы бросаться в драку. И доктор № 2, молодой, кардиолог, про которого я даже не сразу понял, что он все-таки оппонент.

    То есть вроде бы все было, аккуратное перечисление (со стороны молодого доктора) всех стандартных штучек антитабачных активистов: а вот если человек – аллергик, задыхается от табачного дыма, как быть?.. А что, медицинское лобби в США и правда такое большое – неужели больше табачного?.. Но он слушал то, что я говорил в ответ: цифры, факты.

    Доктор № 1 – особый случай. Я хотел его поймать на известной фальсификации начет «черных легких», спрашивая его, а может ли он при вскрытии отличить легкие курильщика от некурящего, даже с микроскопом. Он уверенно сказал «да», я уверенно процитировал несколько патологоанатомов из разных стран, которые говорят, что вскрыли тысячи, и отличий в легких никаких.

    Или он вообще такой добрый дедушка, или почувствовал, что его собеседник – я – что-то знает. А я и правда знал. К драке меня готовил сам Фрэнк Дэвис, переслав мне несколько материалов насчет вскрытых легких, и о том, как наши оппоненты привычно выдают легкие больных эмфиземой за легкие курильщика. А это далеко не одно и то же.

    В общем, хорошо владеть фактами. Они это чувствуют. В итоге с доктором № 1 мы ругаться не стали. Расстались друзьями.

    Что это было? Никаких попыток дискредитировать друг друга (обозвать наймитами соответствующих лобби), попросту заткнуть. Был… разговор. Нормальных, уважающих друг друга людей. То, чего мы и добиваемся.

    Да, это такая радиостанция, это случайность… Но буквально в тот же день было опубликовано интервью Андрея Лоскутова с Акселем Гитцем, одним ин из первых руководителей «Империал Тобакко». Вопрос был поставлен так: о вине самих табачных производителей за то, что антитабачники смогли так усилиться. О том, что производители табака оказались, вольно или невольно, по крайней мере, на старте антитабачной кампании, слабоваты.

  И вот ответ: «Я думаю, если обратиться к истокам проблемы, ошибкой табачных компаний в США было то, что они не предпринимали попыток вовлечь людей в диалог. Они надеялись на своих адвокатов в суде, и пусть дела были успешными, компании потеряли квоту публичного доверия. И компании не поняли, что ситуация вышла из-под контроля, и только теперь они проснулись и осознали, что необходимо вовлекать людей в диалог». И чуть ниже, во второй части интервью – размышления о том, что сейчас для диалога есть больше оснований, чем несколько лет назад.

  Дословно: «Медленно – это как пытаться сдвинуть танкер – мы заставляем антитабачное движение, антитабачное регулирование переосмыслить демонизацию нашего продукта, индустрии, наших потребителей… Вы выпустили много законов, регулирующих отрасль, продукцию, ее потребителей, но фактически все, как было, так и осталось, и в будущем ничего не изменится. Значит, чтобы не допустить того момента, когда действия начинают быть контрпродуктивными и приносят обратный результат, давайте сфокусируемся на чем-то другом, более важном».

  Вот с этим зарядом осторожного оптимизма давайте дождемся следующей недели, когда я начну хулиганить и писать на табачную тему о том, о чем писать ну никак нельзя. Будет интересно.

    Дмитрий Косырев

Оцените статью