Война всех против всех

Записки афисионадо
Честно говоря, это просто удивительно, что в нашу взбесившуюся эпоху еще находится место для такой экзотики, как война с курением. Но – находится, а еще обнаруживаются люди, этот факт осмысляющие и вписывающие в общую картину ужаса еще и этот, один из изначальных ужасов. У нас сегодня три материала (британский и два американских) с хорошими мыслями на эту, или близкую, тему.

Первый называется примерно так: вы не с теми воюете. Пишет относительно известный нам персонаж – британец Клайв Бэйтс (я его упоминал и цитировал), известный тем, что был первым главой позорной ASH («действия против табака и за здоровье»), а потом ушел, разругавшись с этой бандой. Но табак ненавидит все равно. И сейчас его мысль выглядит просто – вот боролись бы именно за здоровье, все было бы хорошо, а вы уже с наглой откровенностью переводите все в борьбу с табачными компаниями. То есть в обычную лоббистскую коммерческую склоку.

Вы – это практически все антитабачное движение, начиная со структур сбоку Всемирной организации здравоохранения. Других антитабачников на самом деле и нет, а это очень примечательный факт.

И вот свежие примеры, приводимые Бэйтсом. Их шест штук, мы упомянем только два. В марте этого года ВОЗ заблокировала одобрение новой вакцины от ковида, только потому, что компания Medicago, сделавшая вакцину, не то чтобы принадлежит Philip Morris, а последняя всего лишь владеет там небольшим пакетом акций. И возникает интересный вопрос – а как табачная компания вообще могла повлиять на создание вакцины, а главное – зачем?

Далее, той же табачной компании в сентябре прошлого года активисты попытались не дать приобрести еще одну фармацевтическую компанию – Vectura – которая производит ингаляционные технологии. Не получилось, но работников таковой подвергли бойкоту на научных конференциях (их попросту туда не пускают). Логика? Табачная индустрия вообще никак не должна участвовать в спорах о здоровье.

Логика, кстати, гениальная. Дело в том, что если ты избегаешь спора с кем-то, то это значит – ты боишься проиграть. Но антитабачные ребята говорят: да что вы, смысл наших усилий в том, чтобы наказать зло, такое зло-зло, что с ним и говорить нельзя. Запомним эту мысль, она у нас всплывет в конце.

Но Бэйтс вообще-то пишет о другом. О том, что сегодня именно табачные компании, быстро скупая акции конкурентов – фармацевтов, предлагают множество отличных решений по части медицины. Тогда противостояние медиков с табачниками теряет внутренний смысл. И что фанатики от медицинского лобби этой реальности сопротивляются, загоняя себя в изоляцию своей тупой антитабачной политикой. То есть они боятся. Они в глухой обороне.

Вывод Бэйтся не новый: антитабачным активистам нужно не здоровье людей, а враг. У них весь лексикон военный, и они держатся за него с прошлого столетия, не в силах отказаться. Им хочется быть героями. И это, добавим, их слабое место. Хотя бы потому, что это заставляет активистов забывать, что целью их, вообще-то, должно было быть всеобщее здоровье.

Как же – как же, говорит другой автор, американец Джейсон Гаршфилд. Какое там здоровье. Растянувшаяся на десятилетия драка за то, чтобы изгнать сигареты из жизни американцев – это феномен, который должен нас всех насторожить. Да, всех, курящих и не очень. Потому что под угрозой основная для любого человека свобода – свобода принимать пусть плохие, но свои решения по части своего здоровья. В итоге сигарета превратилась в горящий символ права человека решать что-то за себя.

Собственно, мы все принимаем неправильные, но приятные нам решения каждый день. Мы лезем в соцсети, хотя могли бы почитать Шекспира, мы грызем печенье, а не морковку, и это тот самый наш выбор, как и с сигаретой. А у нас всерьез хотя его отнять.

И это не говоря о странной логике этих людей – в Калифорнии и не только там вы заходите в аптеку и видите громадный выбор продуктов, происходящих от каннабиса. Не говоря об эпидемии ожирения – но тут бегают опять же активисты и стыдят нас за то, что мы плохо относимся к идее «боди-позитива». Заметим, что все эти люди с неправильным выбором как-то влияют на окружающих – да хоть своим примером, так что не говорите нам о вреде пассивного курения для некурящих людей.

Вот, добавим от себя, интересно: точно те же доводы звучали, когда антитабачная кампания только начиналась, причем нынешние выступающие о том даже не знают. Но, как видим, они совершенно независимо от предшественников высказывают все те же мысли. Эти мысли настолько очевидны, что убить их оказалось невозможно.

Вывод автора, напомним, что сигарета сегодня – талисман свободы, и останется таковым, пока ее будут продолжать подвергать регулированию.

И это в стране, где сегодня каждый талисман свободы особо ценен, потому что страна идет к чертям как раз потому, что свободу сожрали окончательно. Каким образом? Тут мы переходим к третьей статье, которая вообще не о табаке, а о том, что страна не сама идет к чертям, это активисты ее уничтожили.  Называется статья грандиозно – «Америка вырождается в племенное общество, дышащее нелюбовью, беспокойством и подозрениями».

Этот автор, публицист Стив Маккен, явно не подозревает о том, что существует спор о табаке. Он ведет спор о чем-то масштабом побольше – о существовании нации. И отмечает, что ключевой ступенью к разрушению этой нации стало внедрение чувства вины и социальной вражды в когда-то терпимое общество. Одну часть населения демонизировали и делали виновной в бедствиях другой части. То есть объясняли, что другие люди – это такое зло, что с ними и говорить нельзя.

Вообще-то он о расах, о подогреве ненависти черных к белым и наоборот. Но с каждой фразой видишь, что механика все та же. Раздувать между людьми страх, враждебность, разделять их. В тоге американское общество сегодня как никогда опечалено и готово к каким угодно социальным потрясениям. (Это точно о белых и черных, или о курящих и некурящих?).

Заканчивается все мрачным предсказанием автора: а вот мы посмотрим, будут ли вообще существовать США 4 июля 2026 года, к 250-детию со дня своего создания.

Если не будет, то мы здесь с удовольствием выкурим что-нибудь по поводу их печальной судьбы.

Оцените статью