Гай Юлий и его салат

Записки афисионадо
Итак, мы продолжаем публикацию – пересказ выступления на Валдайском табачном фестивале Ольги Беклемищевой и Дмитрия Косырева. В предыдущей колонке мы остановились на том, что сегодня – самое время разбираться - что такого сделал для западной цивилизации Гай Юлий Цезарь и почему о нем именно сегодня надо писать книги.

А сделал он, напомним, вот что: уничтожил демократию, добил обрушившуюся не по его вине Римскую республику и создал, по факту своей жизни и деятельности, идеал абсолютного монарха на тысячелетия вперед. И если развал демократии в мире сегодня точно соответствует ситуации в Риме в 1-м веке до нашей эры, и это видно простым глазом, то с идеалом правителя надо разбираться.

В предыдущем материале мы говорили о том, почему люди не любят и боятся абсолютных монархов: потому что они могут убить и ограбить кого угодно, и им за это ничего не будет. Но Цезарь олицетворял совсем не это. Он потому оказался идеалом для всех последующих правителей, что стал символом справедливости и милосердия.

Цезарь прощал всех и каждого, кто шел против него. Мы говорили, что в Риме уже к моменту его рождения десятилетиями шла гражданская война (и демократия никак не могла ей помешать); все воевали против всех, мстили и убивали на всякий случай, но Цезарь неизменно прощал любых противников. Своего будущего убийцу, Марка Юния Брута, прощал дважды.

То есть сила государства может быть грубой и злой, так это же сила средних вельмож и прочих псов режима. Но где-то на самом верху должен сидеть человек, который разберется с невиновными (это справедливость) и даже простит виновных (это милосердие): вот смысл абсолютной монархии, а не что-то другое. Перенос на российскую действительность тут очевиден, но ведь не только на нее.

И вот столетие за столетием мириады европейских и прочих мыслителей и политиков употребляли этот образ Цезаря, если хотите – создавали легенду о Цезаре, чтобы держать этим в узде своих правителей. Не было нигде и никогда никаких абсолютно абсолютных монархов – они все были повязаны нормами, заложенными Цезарем и насаждавшимися всем обществом. Кстати, то же было с китайскими императорами, рабами конфуцианских эталонов правильного поведения.

Да вот хоть опера «Джулио Чезаре» Генделя: сюжет ее строится на истории нескольких людей, которые во главе разных армий ведут яростную войну друг с другом, только и желая всех убить, даже своего брата/сестру. И единственный человек, который этой волчьей логике не поддается – это Цезарь, прощающий и щадящий всех и только поэтому побеждающий. Самое интересное, что история, в целом, правдивая.

То есть перед нами человек, который реально действовал против логики и обычаев своего жуткого времени. По сути, делал то, что нельзя, и чего никто другой не делал. За это, кстати, его и обожал народ Рима, видевший в таком правителе единственную надежду.

Теперь вопрос – кем надо быть, чтобы вот так вот делать то, что нельзя? Тут у нас возникает вопрос, каким был Цезарь. И это просто, потому что свидетельств тьма, и это трудно, потому что легенда о великом Цезаре создавалась веками.

Есть такая компьютерная технология оживления портретов. И развитое в Риме умение делать бюсты великих и невеликих людей легко переводит эту технологию в область 3D. И мы видим, в том числе, молодого Цезаря – уникального красавца с все еще вьющимися волосами (он их потом потерял и очень огорчался) и с грандиозным носом без переносицы. Сразу понимаешь, как это он переимел чуть не всех женщин в Риме (не то чтобы тогда этого было нельзя – наоборот, но не в таких же количествах!).

Тут, кстати, есть вопрос – был ли он голубым. Солдаты над ним постоянно на эту тему шутили, но речь вообще-то об одном эпизоде в юности, и то – кто проверял? В Риме иметь всех подряд было нормально, вот и Нерону во время его поездок вдоль дороги привязывали голых женщин и мужчин к столбам спиной вперед – имей что хочешь. А вот когда тебя имеет другой мужчина – это, как в нашей уголовной среде, другое дело. Но Цезарь вообще-то мог и это попробовать – опять сделать что нельзя, хотя по части имения женщин даже не сомневайтесь.

Реконструкция личности Цезаря – бешено конфликтная штука, потому что будит ярость многочисленных современных Брутов и Кассиев, его убийц. Дело в том, что Цезарь воспроизвел все ненавистные для серых, злобных, завистливых неудачников стереотипы мальчиков-мажоров: он им и был. Да, включая природную убежденность в том, что ему все можно и у него все получится, потому что он – это он.

И вот представьте все воздушные замки, которые выстраивают себе эти Бруты: нас задавили мальчики из хороших семей, никуда не пробиться, а они ведь пустышки, они ничтожества… Но один такой мальчик оказался не пустышкой, а Цезарем, и вообще-то далеко не один.

Еще раз: этот человек одержал победу во всех своих войнах, стал первым человеком в Риме даже не занимая там официальных должностей, оказался в веках идеалом правителя – и все потому, что действительно считал, что ему все можно, что он везде прорвется и всех победит. Он считал, что он самый талантливый, самый лучший – и поэтому был таким. Кто-то может тут загрустить и обидеться.

О чем, например, говорит нам история со знаменитым салатом имени Цезаря? Тут надо сказать, что это, конечно, легенда. То есть – может, был салат, а может, не был, или было нечто похожее. Но вот ситуация: армия голодает, полководец вместе с ней. Да, мальчики из хороших семей бывают вот такие, и Цезарь всегда нес все лишения вместе со своими легионерами, за что они его обожали… Что оставалось в его палатке: кусок черствого хлеба, огрызки окорока, оливковое масло. Он порезал эти отходы на кусочки, поджарил, нарвал каких-то листьев у палатки (одуванчиков, что ли?), смешал все вместе, попробовал. Кто-то думал, что это есть нельзя – а оказывается, можно.

Мы с будущей соавторшей книги Ольгой Беклемищевой немного поспорили: как он смеялся? Ей кажется, что в голос, а я думаю – со сжатыми губами, на грани плача: получилось, опять все получилось!

И осталось рассказать печальную историю поражения тех, кто физически не мог вынести великолепия Цезаря – его убийц. Это уже в следующей колонке.

Оцените статью