Максим Королев: «Законопроект Минздравсоцразвития ударит по имиджу России»

Гостиная



           В 2008 году Россия ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе   против табака и обязалась в течение пяти лет внедрить ряд антитабачных мер. И вот - эти меры готовы: Министерство здравоохранения и социального развития РФ разработало законопроект.

           В 2008 году Россия ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе   против табака и обязалась в течение пяти лет внедрить ряд антитабачных мер. И вот — эти меры готовы: Министерство здравоохранения и социального развития РФ разработало законопроект.
           Российский сигарный союз начинает цикл публикаций, посвященных новому документу. Мой сегодняшний собеседник — руководитель информационного агентства «Русский табак» Максим Королев, более семнадцати лет работающий в отрасли.

          — Максим, вы читали законопроект?
          — Да, читал. Это объемный документ страниц на 30, что для специализированного закона нетипично. Конечно, документ, мягко скажем, сырой, разработанный без участия представителей отрасли.
         — Сырой? Но и при этом достаточно жесткий, он вводит практически полный запрет на курение в общественных местах, требует оборудовать специальные площади в супермаркетах для продажи табачной продукции, запрещает реализацию через киоски. Одним словом, для людей, работающих в отрасли и понимающих, о чем идет речь, много спорных моментов. А есть какие-то вещи в законопроекте, с чем вы согласны?
          — Ключевые слова – «понимающих, о чем идет речь». Идея учета оборота табачной продукции напоминает внедрение ЕГАИС в алкогольной отрасли. Тогда в высоких кабинетах люди, оторванные от российских реалий, что-то там придумали. А на практике оказалось, что ЕГАИС внедрить в рознице практически не представляется возможным. Кроме того, ЕГАИС привел многих производителей к разорению, поскольку они просто не смогли поставить дорогостоящее оборудование.
         «Русский табак» и раньше поддерживал принятие мер, которые позволили бы обезопасить рынок от проникновения фальсифицированной продукции. Вопрос, как это сделать. Уверен, что необходим учет именно табачного оборудования, а не учет каждой пачки сигарет. Ведь что считает алкогольная ЕГАИС? Производство спирта, а не производство бутылок водки. Возьмем для примера пиво, его производство посчитать в масштабах страны практически невозможно, так как пиво не делается из спирта. Любой, кто имеет недорогое пивоваренное оборудование, может его варить. И ЕГАИС никто не пытается распространить на пиво. Табачное же оборудование может играть в контроле ту же роль, что и спирт. Это узкое место в отрасли, всего несколько компаний в мире способны его производить, оно поступает через границу, через таможню, в гараже его не собрать. Поэтому и учитывать нужно именно оборудование, а не пачки сигарет или коробки сигар.
          Второй момент, с которым мы согласны с законодателем, – это запрет на показ курящих людей в художественных фильмах и на телевидении. За государственный бюджет  не должны сниматься картины, в которых пропагандируется курение. То же самое относится и к алкоголю. Сегодня многие современные фильмы просто невозможно смотреть. Из сцены к сцене показывают попойки, только меняются декорации и напитки.
         — Насколько мне известно, комитет по здравоохранению Госдумы также разработал, причем еще до Минздравсоцразвития, антитабачный законопроект. Этот документ уже был согласован с министерствами. Почему же тогда Минздрав выступил с инициативой и выпустил свой документ?
         — Мы можем только догадываться, но у меня на этот счет есть своя гипотеза. Полагаю, что Минздравсоцразвития хочет «кинуть кость» фармацевтам. Дело в том, что ведомство сейчас ведет по отношению к ним жесткую политику, ограничивая импорт препаратов. По программе дополнительного лекарственного обеспечения до 90% средств должны быть отечественного производства. Минздравсоцразвития вынуждает иностранные фармацевтические компании либо открывать собственное производство здесь, в России, либо разрешать делать лекарства по лицензии нашим фармпроизводителям, либо терять доходы с российского рынка. На этом фоне законопроект ведомства может помочь зарубежным фармацевтам получить госзаказ на препараты для курильщиков, которые захотят отказаться от своей привычки с помощью никотиновых пластырей и других спорных медицинских уловок. А такие желающие, без сомнения, найдутся, если законопроект будет принят в том виде, в каком его написали чиновники  Минздравсоцразвития. Они создали новую реальность, когда очень быстро, уже через пару лет, табак негде будет купить и негде будет курить. Депутатский законопроект никаких подарков фармацевтам не гарантировал.
         — А чем чреват законопроект помимо появления новых клиентов у аптек?
         — Гигантским ростом фальсифицированной продукции. Сегодня, по данным Евромонитора, нелегальная табачная продукция занимает всего 2 % российского рынка. Но с резким повышением акцизов и ликвидацией табачных киосков, доля фальшивых табачных изделий может вырасти до 50%. Показателен пример Европы. На границах Молдовы и Евросоюза десятками арестовывают таможенников, которые пропускают нелегальные сигареты. И будут арестовывать, так как разница в уровне акциза обеспечивает и криминалу, и контролерам хорошие деньги. К чему может привести бездумный рост акцизов, хорошо видно на Украине. Там за один год акциз на табак поднимали четыре раза, в результате за год нелегальный рынок достиг 20 % от легального. И это не предел. В России с фальшаком тоже проблем не возникнет – 3,5 тысячи километров граница с Китаем, из которого можно ввозить сколько угодно сигарет, табака и не заморачиваться при этом акцизами. Однако новый законопроект Минсоцздравразвития – это не только рост нелегального рынка. Табак, как хлеб и водка, продукт социальный. Его в перестройку по талонам давали, в 90-е годы из-за него на бунты выходили, трамваи переворачивали. Этот случай у Чубайса в книге описан. Соответственно, если табак будет недоступен, резко вырастут протестные настроения в обществе, причем аккурат накануне выборов.
         — Как вы считаете, новый законопроект спровоцирует садоводов-любителей выращивать табак на собственных шести сотках?
         — Да, но не только их, для кого-то это станет бизнесом. Наиболее бедные слои населения начнут курить махорку, а она у нас до Урала вызревает. Есть дешевое оборудование для измельчения табака, нет только дешевой бумаги для самокруток, но, полагаю, она появится в ближайшее время. Самокрутки из выращенного кустарно табака нанесут огромный вред здоровью, так как будут содержать даже не 10 мг смолы и монооксида углерода (СО) в одной сигарете, а все 20, 30 мг. По Техническому регламенту их содержание должно быть не выше 10 мг на сигарету.
         И неочевидное последствие законопроекта, но вполне даже реальное — удар по имиджу самой России. В Рамочной конвенции в статье 17 сказано, что если регулирование в рамках исполнения конвенции проводит к потере рабочих мест, то государство обязано помочь с альтернативной работой пострадавшим или выплатить компенсацию. А теперь представим – завтра законопроект со всеми ограничениями принимают, сети табачных киосков закрываются, так как в новой реальности вести торговлю можно только на площади свыше 50 метров, что делают предприниматели? Правильно, идут в суд и по условиям Рамочной конвенции, которую Россия благополучно ратифицировала, отсуживают компенсацию. А нет – так обращаются в Страсбургский суд по правам человека. И у бизнесменов хватит и денег, и сил дойти до Страсбурга, где Россия в очередной раз будет представлена страной, попирающей права человека.
         — Мы говорили сейчас в целом об отрасли, а как на сигарном рынке отразится  законопроект?
         — Совсем не станет мест, где можно будет курить. Наверное, появится больше фальшивых сигар, поскольку одно дело, когда ты приходишь в сигарный бутик и видишь, что тебе предлагают, и совсем другое – когда ты приходишь в пустое помещение, тебе дают бумажку, прайс-лист, а потом что-то из-под прилавка достают. Смешно, но по мысли Минздравсоцразвития именно так все и должно происходить. А ведь продавец может сказать – я вот для вас специально подешевле тут припас сигарку. Но откуда она – одному богу известно. Еще хотел бы отметить, что у нас законодательство не гармонизировано по отношению к разным видам табачной продукции. Нигде в мире такого нет. Гармоничное налогообложение предполагает, что килограмм табака в любом виде должен облагаться примерно одинаковым акцизом. А если табак трубочный или самокруточный, то на него еще меньший налог должен быть. Ведь самокрутку нужно скрутить, трубку – набить, сигару – обрезать, в любом случае это не готовый продукт, как сигарета, которую взял и закурил. Все, что требует дополнительной манипуляции потребителя, по логике облагается меньшим налогом. И во всем мире именно так. Но только не в России. Из-за высоких, относительно сигаретных ставок, акцизов сигарный и трубочный рынок в нашей стране развит очень слабо. Мы отстаем по уровню потребления сигар от Польши и Чехии в 10 раз, от Германии – в 100 раз. Но это не значит, что в России курят меньше, это значит, что в России курят дешевый продукт. А мудрый законодатель, думая о здоровье нации, должен вести политику плавного перехода населения к более щадящей табачной продукции: сигарам, трубочным табакам, снюсу.

           Алена Булавка

 

 

Оцените статью