Михаил Борец о сигарной жизни сигарных сообществ

Гостиная

 

   Корреспондент Сигарного портала беседует с Михаилом Борцом, руководителем регионального отделения и зампредом Питерского сигарного клуба, принявшего участие в вечере Дмитрия Диброва.

 

   Корреспондент Сигарного портала беседует с Михаилом Борцом, руководителем регионального отделения и зампредом Питерского сигарного клуба, принявшего участие в вечере Дмитрия Диброва.

   Вопрос: Михаил, Вы уже давно занимаетесь сигарным бизнесом, что, как специалист, Вы могли бы спрогнозировать на ближайший год – может быть, планируется поступление каких-то новинок на российский рынок?
   Михаил Борец: А они нужны? У нас есть и классика, и экзотика: кто хочет, пробует тоскану или сигары Канарских островов, Венесуэлы — оказывается, и такие есть, обещали в Питерский сигарный клуб привезти их на пробу. В основном, как показывает практика, людям интересно что-то редкое, именно такие сигары все стараются попробовать.
   Вопрос: Вы сказали про тосканы. Как думаете, если они появятся в свободной продаже на российском рынке, они будут пользоваться такой же популярностью, как сейчас, когда их не так-то просто достать?
   Михаил Борец: Это и есть интересный вопрос – нужны ли они в промышленностом объеме? Наверное, когда в 98-м году мы их первый раз пробовали, изучая историю, с ними связанную, – это было интересно. Но неизвестно, насколько, как продукт, они популярны или коммерчески интересны.
    Вопрос: В Санкт-Петербурге существует три крупных сигарных известных клуба. Как они уживаются?
   Михаил Борец: Отлично уживаются. В большей степени это связано с тем, что у каждого из них свой формат, свои инициативы. Все мероприятия, проводимые клубами, отличаются друг от друга – есть торжественные и статусные, чуть-чуть помпезные, демократичные, интересные, тематические – все абсолютно не схожи, но все интересны и важны.
    Вопрос: То есть конкуренции и борьбы за лидерство между клубами нет?
   Михаил Борец: Поскольку нет какого-то глобального, огромного рынка или каких-то денежных вопросов, то, в общем, – все просто дружат, нет никаких противоречий. Потому что все – часть одного целого. Это такой живой органический корень. Важно быть интересным, так как то, что интересно – оно априори долгосрочно и жизнеспособно.
   Вопрос: Так в чем же, по Вашему мнению, секрет жизнеспособности и долгосрочности? Что должно быть в сигарном клубе, чтобы он развивался, расширялся и держался на плову?
  Михаил Борец: На эту тему мой друг Сергей Медведников написал книгу «Клубная культура», в которой он рассказывает, что нужно клубу, чтобы он вообще назывался клубом, что нужно для того, чтобы он в долгосрочном плане жил, развивался. Если нужен подробный ответ – я бы посоветовал прочесть эту книгу. Ее не просто найти, но кто захочет, найдет. А в целом – всегда все держится на конкретных людях, на соратниках, которые телом и делом участвуют, поддерживают, потому что не сможет один человек тащить все на себе. В идеале – это командная работа.
    Вопрос: Вы говорите – в идеале. А как все выглядит на практике?
  Михаил Борец: На практике – первое время все держится на одном человеке, а уже потом кто-то выступает с предложениями и идеями.
   Вопрос: Раз мы заговорили о развитии и жизни сигарных клубов, что Вы можете сказать о Московском сигарном клубе? Просто профессиональный взгляд со стороны.
   Михаил Борец: Бывая в роли гостя, правда, не очень часто, на разных мероприятиях, могу сказать, что у Московского сигарного клуба очень хороший уровень, очень правильные инициативы – это видно и ощутимо. Молодцы!
   Вопрос: Михаил, Вы являетесь также членом Движения за права курильщиков. Как оцениваете силы и цели Движения? Чего, в результате такой тяжелой борьбы за права всех курильщиков, сможет добиться организация?
   Михаил Борец: Здесь стоит вопрос о том, чтобы свобода одного человека не задевала свободу другого человека – это вопрос культуры. Здесь все зависит от того, сможем ли мы договориться о том, что мы разные, о том, что мы иногда с чем-то не согласны, сможем ли мы найти компромисс. Это частный случай, но он шире, чем просто табак, курение.
   Вопрос: Как Вы оцениваете вероятность благополучного для курильщиков исхода в сложившейся ситуации?
   Михаил Борец: Это все напоминает пружину, которая может, в зависимости от ситуации, сжиматься или разжиматься. В Европе, например, сейчас идет обратная тенденция, спокойнее относясь к некоторым вещам. И, наверное, изначально, примерно в 95% все ограничения понятны, возможно, даже правильны. Другое дело, что жизнь – она сложнее, чем белое и черное, поэтому опять же – вопрос компромисса и времени. Возможно, это не быстро, но шаги какие-то все равно необходимо делать, и второй съезд Движения за права курильщиков показал, что направление выбрано абсолютно верное.

    Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью