«Сарепта 2013». День второй. Мамаев Курган

События

    Продолжаю рассказ о первом Национальном сигарном фестивале «Сарепта 2013».
    Итак, 17 мая, день второй.

 

    Продолжаю рассказ о первом Национальном сигарном фестивале «Сарепта 2013».
    Итак, 17 мая, день второй.
   После вчерашнего приветственного коктейля подъем был ранним – об этом оргкомитет фестиваля предупредили заранее, а также о том, что программа будет  насыщенной.
   В 9:15 у ворот турбазы «Лазурит», в которой остановились иногородние участники «Сарепты 2013», нас ждал большой комфортабельный автобус.
   Первая остановка – место, которое является визитной карточкой Волгограда, – историко-мемориальный комплекс Мамаев курган.
   Мамаев поражает своей величественностью. Много читала и слышала об этом знаменитом месте, но впервые увидела. Просто дух перехватило. Кстати, Мамаев курган признан одним из самых монументальных памятников мира.
   Вообще, думаю, каждому необходимо побывать на этой центральной высоте России, отсюда началась Победа.
   Первое, с чем нас познакомил экскурсовод, – многофигурная скульптура «Память поколений» на Входной площади. Это каменная стена с изображением людей с венками, цветами и знамёнами, идущих отдать почести героически погибшим воинам.
   Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям – в 12 гранитных урнах хранятся капсулы с землей Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
   Аллея пирамидальных тополей. Ее протяженность – 223, ширина – 10 метров. Пройдя по ней, выходим на огромную площадь – «Стоять насмерть». В ее центре круглый бассейн со скульптурой солдата. Бассейн, вода – это олицетворение реки: «За Волгой для нас земли нет». У солдата мужественное, волевое лицо. Он высечен, кажется, не из гранита, а из воли, ненависти к врагу, веры в победу. Наверное, это и есть тот материал, из которого делаются герои — те обычные парни, кому потом ставят гранитные памятниками.
   Сразу за площадью расположены стены-руины (длина – 46 метров, высота – достигает 18-ти). В камне воспроизведены реальные лица, документы, сцены. В какой-то момент мне стало жутко. Именно здесь, не буду говорить за других, но лично у меня встал ком в горле. Все эти фрагменты настолько рельефно передают все, что происходило тогда на кургане, что вдруг понимаешь: здесь бились не просто фашисты и мы, Германия и СССР, а сама Смерть вступила в настоящую схватку с Жизнью. И все это — под вой бомбардировщиков, разрывы, сирены, голос Левитана…
   Между этих говорящих стен медленно поднимаемся по ступеням вверх и попадаем на площадь героев. Она разделена на две части огромным бассейном. Слева – 100-метровое знамя  с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!».Справа – шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев. Остановлюсь на некоторых из них, которые произвели на меня сильнейшее впечатление. Солдат в левой руке держит автомат, а провой поддерживает своего раненного товарища. Раненого, но сжимающего в руке гранату.
   На второй скульптуре также изображен раненный солдат, которого несет на своих хрупких плечах фронтовая медсестра.
   Заканчивается площадь героев подпорной стеной (площадь – около 1000 квадратных метров: длина – 160 м, высота – 10 м), на которой в виде отдельных эпизодов воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, пленении немецких генералов и армии Паулюса.
   Отсюда мы попадаем в Зал воинской славы (внутренний диаметр – 42 метра, высота – 13,5). На стенах по всему периметру круглого здания размещены символические красные знамя. На них – имена воинов, павших в Сталинградской битве. На эту деталь я не сразу обратила внимание, только после услышанных от экскурсовода слов – 7200 человек, я подняла голову, чтобы разглядеть эти записи. Чуть выше – лента с надписью: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!». В центре зала – пятиметровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Вокруг – пандус подъема.
   Здесь же, в Зале воинской славы, мы увидели смену почетного караула: военные проходят мимо посетителей медленной поступью, нереально медленной, как бы пришивая прошлое к сегодняшнему дню. И мы, поддаваясь этому ритму, медленно и скорбно следуем за ними. И выходим на площадь Скорби, где над телом убитого солдата склонилась мать. Отсюда, от горя и скорби, начинается последний подъем — на вершину Мамаева кургана, к апофеозу: к главному памятнику – 85-метровой «Родина-мать зовет!». Здесь кончается Смерть. Отсюда войн покатится назад, чтобы через два с небольшим года закончиться в Берлине.
   …Мы спускаемся с Мамаева кургана, захваченные увиденным, услышанным и прочувствованным, палимые волгоградским солнцем и почти сбиваемые с ног ветром (на такой-то высоте!).
   Едем в музей-заповедник «Старая Сарепта», на открытие Национального сигарного фестиваля. Но об этом — в следующем репортаже.

    Оксана Сергеева-Маленькая

    Фоторепортаж

    День второй. Экскурсия и официальное открытие фестиваля   и  Открытие Сигарной навигации

    День третий. Сигарный чемпионат

    Итоги оргкомитета


Оцените статью