Книга вот какая: ну, к примеру… «Раньше Рози постоянно находила приключения на свою голову. Чего она только не делала. Вечеринки, интрижки, книжные презентации, премьеры, новые контракты, новые любовники, ссоры, скандалы, драки, поцелуи в бассейнах, папарацци в кустах. Судебные иски, реабилитационные клиники, мужья, кокаин на яхтах, кокаин на крышах, кокаин в Белом доме. Мюстик, Лондон, Капри, Аспен. Приключения и неприятности, неприятности и приключения. Но люди умирают или, хуже, женятся, начинают вести степенную жизнь – и тогда папарацци прячутся в других кустах. Рози догадывается, что теперь они караулят в кустах Тейлор Свифт».
Это – из новой книги Ричарда Османа «Мы раскрываем убийства». Прелесть ее в том, что вы твердо знаете: с хорошими людьми тут будет все нормально, плохих не жалко, и еще – вам будет весело.
Английский юмор вот такой, возникает неожиданно, по цвету он чаще всего черный, ржать в голос вы не будете, у вас лишь раз за разом будут чуть расползаться углы губ, и будет легко и здорово. Помните «Трое в лодке, не считая собаки»? А помните, как я писал об одном из своих любимых авторов – Терри Пратчетте, с его ведьмами и гномом Казанундой, великим любовником? Вот. Традиции Англии убить не так просто, хотя англичане стараются.
Я, собственно, к чему все это пишу (а мог бы просто сказать: вот вышла хорошая книга для разгрузки головы, берите смело)? К тому, что все цивилизованные люди в нашей прекрасной стране выросли еще и на английской литературе, начиная с Шекспира, а тут англичанка опять нам гадит, вплоть до того что грозит войной. Раз так, есть смысл разбираться, снова и снова, что это за страна такая и народ. И лучше делать это, получая максимальное удовольствие.
Осман, несмотря на свою как бы турецкую фамилию, похож на Пратчетта — классический англичанин из глубинки (лондонцы – это подозрительное племя, поскольку в городе, где уже и мэр с Индостана, слишком много разных цветов кожи). В литературу пришел с телевидения. Но с особенностью: он там считался прежде всего комиком.
А литература – эту карьеру он начал с грохотом, выпустив подряд несколько книг о пенсионерском «клубе убийств по четвергам». Дело происходит в пансионате (точнее, поселке) для престарелых, где по четвергам собираются четверо друзей и подруг, чтобы поломать голову над старыми, нераскрытыми убийствами. И тут у них, понятно, возникают проблемы, хотя все и всегда кончается хорошо. Но четверка подобрана так грамотно, что с проблемами или без читать о них просто радость.
А именно, здесь почти трагическая Элизабет – старая шпионка, провела лучшую часть жизни за «железным занавесом». И ее совершенно не трагическая подруга Джойс, ключевые таланты которой – по части изготовить шарлотку. Ибрагим – психолог и психиатр (настоящий, не из толпы уродов, дающих всем советы). И еще Старикашка Рон, вот тут просто праздник (примерно как с собакой у Джерома Джерома): он профессиональный левый, бывший профсоюзный вожак. Вообще-то здесь классический квартет, с точным распилом по инструментам: Ибрагим – это виолончель, Элизабет – альт, и т.д.
Если вам хочется знать, что такое вчерашняя Англия – читайте детективы Иена Рэнкина, хотя там скорее Шотландия. Но пусть и Шотландия, тут вы все найдете – какие в стране были цены и еда с напитками, что за разговоры велись, на что была похожа преступность. Квартет Османа – это уже страна сегодняшняя, во всех ее мелочах. И главное, что мы благодаря Осману знаем – что эта страна выживет.
Вроде ей и не с чего, одна миграция чего стоит, не говоря о бесконечной смене дебильных правительств. Но там жив британский юмор. Понимаете, в последние лет 20 всем Западом рулили современные левые (не комедийные персонажи, типа Старикашки Рона). И они кошмарили и улучшали людей без устали, не говоря о гадости по имени соцсети, отбраковывающей из человеческой эволюции целые поколения. Но по Осману получается, что сохранился институт самый ключевой из всех – и это не монархия, а юмор, который и сегодня имеет в обществе иммунитет от преследований, как юродивые в Константинополе и на Руси. То есть всю гадость, которую мы почему-то называем либерализмом, всерьез оспаривать было (и остается) нельзя. А мягко смеяться над ней можно. Значит, будут жить.
Дальше Осман сам себя загнал в ловушку (и хорошо это понимал): больше нельзя было писать о четырех стариках, если только не делать их бессмертными. Надо было придумывать что-то новенькое. И вот вам то, с чего у нас начался разговор — «Мы раскрываем убийства». Первая книга с новой командой, но обещано, что не последняя.
Это хороший писатель, потому что главные силы у него уходят на подбор опять же команды. Смотрим: гламурная авторша детективных романов Рози д’Антонио – про нее уже все сказано в длинной цитате выше. Возраст более чем загадочный, явно за 40. У Рози возникает телохранительница – Эми Уилер, это другое поколение, между 20 и 30 годами. Дерется, стреляет… ну, вы понимаете. У нее есть (за горизонтом книги) муж, а у мужа – отец, старый и кондовый мент Стив Уилер. Это вообще-то такой же клоун, как Старикашка Рон – если хотите, наглая пародия на инспектора Ребуса от Рэнкина. Не то чтобы Стив тупой, он вообще-то отличный детектив (на пенсии, то есть тут старшее поколение). Но он знать не желает все иностранное, жить предпочитает в деревне… старая, добрая Англия.
Команда эта складывается случайно из той неприятной реальности, что плохие люди решили убить Эми неизвестно за что. Плохие люди – это такие международные финансисты, которые специализируются на контрабанде наличной валюты, то есть здоровенных сумок, набитых ассигнациями. И что-то подсказывает, что судьба плохих людей будет тоже плохой. В трех книгах как минимум, а лучше в четырех или пяти.
И последнее. Рост и в литературе имеет значение. Всякие энциклопедии сообщают нам, что рост Ричарда Османа – 2 метра с маленьким плюсом. Он сообщает нам, что это одна из причин, почему он не попал в шпионы Mi6: агент должен быть относительно незаметен. Хотя, добавляет он, есть и другие причины. Например, он немедленно раззвонил бы все секреты то ли с телеэкрана, то ли в очередной книге.









