Веселые картинки

Записки афисионадо

Я уже писал о том, что на самом деле говорит наука насчет воздействия табачной рекламы на подрастающее поколение: она никак на него не воздействует. А что наука говорит об эффективности страшных картинок на сигаретной пачке? Вы уже догадались, не правда ли.

  Мы – на странице британских собратьев, ведущих сайт насчет тактики антитабачных сил. Здесь собраны данные научных докладов о том, как реагирует курильщик на все эти опухоли, отрезанные ноги и торчащие зубы.

  Издательство Оксфордского университета, «Европейский журнал общественного здоровья», статья двух психологов. Вывод: типичная реакция курящего на веселые картинки – оборонительная, как и на любые послания, чья цель – вызвать страх. Включается механизм психологической защиты, необходимый для поддержания позитивного самовосприятия, причем происходит это неосознанно. Поэтому политикам и администраторам следует воздерживаться от применения картинок на сигаретных пачках.

  Еще одно исследование, подготовленое в Национальном институте здравоохранения США, подмечает, что в качестве компенсации за перенесенную мини-травму курильщик стремится к сигарете еще больше. То есть картинки не просто не заставляют бросить курить, а вызывают обратный эффект. И это не «вообще заключение», а результат исследования, проведенного по всем правилам.

  Там же говорится, что в тот момент (2011 год) вообще не существовало никаких научных данных, которые доказывали бы, что веселые картинки как-то подталкивают курящих отказаться от сигареты.

  А вот это уже не наука. Это американское судебное решение, решение федерального апелляционного суда округа Колумбия (столицы). Суд постановил, что FDA – американский аналог Роспотребнадзора – не привел никаких доказательств того, что веселые картинки хоть каким-то образом хоть в какой-то стране хоть немного уменьшили численность курящих. А раз так, то картинки не могут восприниматься в качестве способа доведения необходимой информации до потребителя, это всего лишь способ повлиять на эмоции людей, и в таком случае FDA не имеет полномочий требовать помещать такие ужасы на пачках.

  Я уже писал о том, что антитабачные силы начали проигрывать судебные процессы? Вот еще один пример. Ну, а дальше пошли всякие апелляции на апелляции, обращение в Верховный суд… но это уж как водится.

  Но самое интересное у собратьев – во вступительном абзаце. Насколько приемлемо для цивилизованных обществ, спрашивают они, если на пачке презервативов будут помещать человеческого зародыша, на каждом автомобиле рисовать разорванные на части тела, а у каждого лыжного спуска помещать плакаты, изображающие людей с пробитыми черепами? Молодцы, ребята.

  Возникает, однако, вопрос: знают ли добрые антитабачники, что со своими картинками работают впустую и никого не запугают? Кто-то из них знает. Но дело-то в том, что они заняты не совсем запугиванием курильщиков и не снижением их численности. Они всего лишь добились, в нескольких странах, законодательной обязанности производителя конкурирующей продукции – табак вместо таблеток – помещать на своем товаре антирекламу его же. И с этой точки зрения все очень логично, хотя и противно.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью