Какое предсказание, в первом и втором случае? В первом — ну, это вы во всех упоминаниях о нем увидите: в 1976 году Тодд предрек крах СССР, да еще по времени не ошибся (дал ему сроку 10-15 лет). А сейчас он, в книге от 2023 года, предсказал не просто поражение Запада на Украине, а и далее его поражение во всех смыслах. Типа развал и конец всему.
Теперь моя задача – так написать об этой книге (называется «Поражение Запада»), чтобы ее захотелось прочитать даже тем, кто выключает телевизор при первом же появлении на экране экспертов, поющих в ансамбле с телеведущими. И Фукуяму с Киссинджером такие люди не читали. Но ведь всем хочется понять – что за безумная хрень творится с европейцами и американцами, в связи с нами и вне этой связи.
Да, читать книгу Тодда тяжело, по двум причинам. Первая: это не поэзия и не проза, а типичное политологическое произведение. С массой ссылок на других авторов и прочим. Я эти штуки, длинные и короткие, прочесываю пачками, сплошной интеллект и никакого стиля, свалка, хаос. Вторая причина интереснее: скучно читать человека, с которым я согласен и еще туча людей согласна.
Так то – наши люди. Практически все экспертное сообщество России думает так, как Тодд (в целом). А вот для большинства европейцев и американских демократов книга Тодда – полный шок и ужас. Но нам-то что до этого, кроме общего удовольствия («даже в Европе есть нормальные люди, оказывается»).
Чтобы мы читали такие книги, надо находить в них что-то неожиданное, щекочущее нервы и мозги. Что-то, нас даже слегка и раздражающее, вызывающее протест. В общем, шокирующее. Как минимум сильно удивляющее. Интересно, применим ли этот тезис к художественной литературе и прочим искусствам? Пес его знает.
И такие неожиданности у Тодда есть. Первая – насчет Украины. Вот уж, вроде бы, о чем наши коллеги в наших СМИ пишут и говорят каждый день, и примерно одно и то же. Но, видимо, взгляд издалека бывает очень полезен. Тем более взгляд неожиданный.
Попытаюсь пересказать схему того, что произошло с Украиной, по оценке Тодда. Примерно так: 2014 год окончательно снял русскую часть Украины с политической карты. Но русскоговорящие составляли основу образованного среднего класса. И вот с юго-востока побежал средний класс, с его культурой (русской) и знаниями – по большей части в Россию. А в западных областях среднего класса особо и раньше не было.
Уход среднего класса означал депопуляцию городов, в том числе с остающихся под контролем Киева территорий (факт). Остались села и поселки. Такое население может управляться только военно-полицейским режимом (как в Латинской Америке). И война на западные деньги – единственный способ существования такого режима, в том числе потому, что тот «не может отделиться» от России (в мыслях). То есть Украина бессознательно совершает медленное самоубийство как неродившиеся нация и государство, потому что не может отделаться от русского в себе. И еще потому, что у этой несостоявшейся нации нет политики и культуры – есть только война.
Но это затянувшееся самоубийство режима вдобавок совпало с тем, во что превращается современный Запад, его общество. То есть две гибнущие системы нашли друг друга. И тут надо сказать, что по большей части книга Тодда, как и следует из ее названия – о том, что случилось с Западом.
Заметим, что наш автор по базовому образованию — антрополог, и это не лечится. Он на все процессы и проблемы смотрит с точки зрения того, что происходит с людьми, что у них в головах. Он и крах СССР предсказал неожиданным образом – посмотрев, что с детской смертностью, куда идет эта кривая, а уже дальше начал копать всерьез.
Так вот, происходящую на наших изумленных глазах гибель западной цивилизации Тодд выводит из формулы «бензин кончился». То есть не бензин, а две особые религии – протестантизм и иудейство. Они кончились, и… Тоже интересно, да?
Если коротко на тему религий, то можете посмотреть на его статью, написанную уже после выхода нашей книги, вот сейчас. Если еще короче, чем в статье, то так: протестантизм привел к взлету Запада, потому что вносил в общества ценности труда, успеха и образования. При этом был тоталитарен и оправдывал неравенство. Но в середине прошлого века наступил период «зомби-религии» (когда она умерла, но ее ценности еще жили в обществе), а сейчас – «ноль религии», эпоха нигилизма и саморазрушения всего.
Интересно, да? Но там, в книге, таких способов смотреть на происходящее очень много. Он же, повторю, антрополог и демограф. Он смотрит, например, на странное паление продолжительности жизни в США плюс ожирение – и делает выводы: люди махнули на себя рукой. Оценивает все ту же детскую смертность и рождаемость. И наркоманию.
Далее, Тодд накладывает религию на то, как в той или иной стране устроена семья, она маленькая или большая, кто там главный и кто, соответственно, диктует ценности и правила (а они закрепляются и по отношению к прочим людям и государству). И таким образом объясняет, чем Германия отличается от Англии, например.
Обаяние этой, повторим, хаотичной книги в том, что ее можно читать кусками, чуть не с любого места, и извлекать из нее всякие ценности тоже кусками. Хотите только про США – да пожалуйста. Хотите про Украину – тут отдельная глава. А вот чего в этой книге нет – так это внятной картины будущего в целом. То есть в упадке этого самого Запада Тодд разбирается, а вот нарисовать то, чем в итоге станет незапад и весь мир – это он только пытается.
Правда, и все другие политологи и футурологи этого сделать не могут. Хотя мы стараемся.









