Умная обезьяна сидит на высокой горе с сигаретой в зубах и ловит кайф от того, как дерутся два тигра в долине у ее ног: примерно такое ощущаешь, читая горький рассказ расстроенного вконец обозревателя о перегрызшихся противниках табака.
Речь идет о хорошо знакомой нам сладкой парочке: одни – это условные вейперы и прочие поборники любых альтернативных средств доставки никотина. Вторые – это совсем больные на голову блумберговцы, для которых уже и обычные курильщики табака не такие страшные враги, как бывшие соратники, ушедшие в вейперский раскол.
И вот как началась эта история, которая хороша исключительно своими подробностями: началась, как положено, с доноса.
Есть в Великобритании такой Университет Бата, чуть не главный в мире блумберговский грантоед и поставщик якобы медицинских антитабачных фальшивок. В этом университете, среди прочего, работает пропагандистский сайт Tobacco Tactics. Как нетрудно понять из его названия, занят он рассказами о том, что враг коварен, враг хитер – речь, конечно же, о табачных компаниях.
И вот этот сайт, как уже сказано, опубликовал донос – то есть статью о маленькой организации под названием «Международная ассоциация по табачному контролю и уменьшению вреда» (SCOHRE). Суть доноса в том, что создатель SCOHRE, норвежец Карл Эрик Лунд, виновен в «связях» с табачными компаниями. А точнее, с Philip Morris International, поскольку именно последняя создала Фонд за бездымный мир.
Повторим, блумберговцы никого так не ненавидят, как бывших своих собратьев — сторонников идеи «уменьшения вреда» и прочих альтернативных средств доставки. И вот что в итоге получилось: эти самые альтернативщики хотели провести конференцию по электронным сигаретам. Организовывал ее в том числе и Лунд. Но прочие организаторы, и прежде всего французский Институт исследования рака, вычеркнули Лунда, из-за блумбергского доноса, из числа не только сопредседателей, но и просто участников встречи.
Среди подробностей – письмо какой-то мелкоты из того самого французского института Лунду: было бы очень неприятно, если пошли бы разговоры о связях нашего института с табачными компаниями… ваша научная непредвзятость должна быть выше всех подозрений… ну, и т.д.
Сначала Лунд был просто потрясен. Начал писать письма коллегам: что же это за дискредитация репутации, это как же так – мы беззащитны против любых обвинений какого-то там сайта Tobacco Tactics…
Затем все начали орать на всех, и в итоге этот сайт снял свой донос. А Лунду сказали: ты был прав, вернись, выступи. Он отказался (огорчился парень).
И дальше пришло время выводов. В публикации, где я все это прочитал, они такие: это же безобразие, когда команда активистов, финансируемых Блумбергом и другими фанатиками, диктует нам, ученым, правила игры. Что же это такое: у нас наука, у нас статистика, у нас репутации – и все это рушится просто потому, что какой-то там сайт обвиняет человека в «связях с табачными компаниями»!
А потом, ну неужели не понятно, что сегодня – не вчера, табачные компании уже не те, они ведь выпускают альтернативные средства и прочий вейп. Почему же фанатики не желают этого замечать, почему они прибегают к настолько подлым методам?
Это потому, что они не могут оспорить мои данные, говорит Лунд, который посвящает свои публикации типично скандинавскому альтернативному продукту – снюсу. И он, конечно, прав – не могут, потому и занимаются своими безобразиями.
В общем, все участники (кроме радостно скалящихся операторов того самого сайта) возмущенно высказались. Надо высказаться и нам.
Это дико смешная картина – когда человек в напудренном парике по всем правилам скрещивает рапиру с грязной сучковатой дубиной. Борьба с курением такой дубиной была всегда, и ожидать, а тем более требовать от этих людей порядочности просто не следует.
В чем главная ошибка всей этой ученой команды, отколовшейся от «классических» антитабачников? В том, что и эта команда тоже считает табак страшным злом. И каждый раз, в обоснование своих усилий, старательно повторяет все это стандартное статистическое вранье своих бывших собратьев — насчет курения как причины всех болезней и насчет миллионов умирающих от табака.
И только потом добавляет: ну как же вы не видите, мы нашли – в отличие от вас – действенное средство, помогающее людям бросать это ужасное зло. Мы оба были заняты одним делом – вы хотели силой и обманом заставить людей потреблять таблетки вместо табака, а мы вместо таблеток открыли более приятные человечеству штуки. Но в целом-то мы же такие, как вы, почему вы не хотите честно это признать?
А потому и не хотят, что честность там и не ночевала. И потому и занимаются своим доносительством, что кто-то эти доносы принимает всерьез, то есть перед началом поединка отдает подонкам салют своей рапирой.
Раскол антитабачного движения на подонков и вейперов, конечно, отражает раскол среди финансовых доноров этих двух семейств антитабачников. Но вообще-то провалились обе стороны. Первая – потому, что не предполагала тихого и упорного сопротивления сотен миллионов курильщиков. Вторая – потому, что слишком верила в силу честного научного аргумента против людей, для которых честность – враг хуже сигареты.
Итак, нормальным курящим людям должно быть комфортно в роли обезьяны, наблюдающей над дракой двух тигров. Но дальше обезьяне все-таки надо начинать думать, как пожать плоды своей будущей победы и что сделать после вывоза двух ослабевших тел из долины. Для начала, наверное, надо на любых площадках открыто и честно говорить о том, что же это такое было с несчастным человечеством, которое кому-то так захотелось переучить и улучшить. И почему это человечество, или его часть, поначалу не нашло сил и ума сопротивляться вот этим, с грязной дубиной наперевес.
И в порядке личного послесловия: уезжаю на месяц-полтора в свои азиатские края. Писать, возможно, не буду – хотя кто знает. Ну и, извините – время такое: уезжаю не в том смысле. То есть с возвратом.