С чего начинался развал Британии и не только ее

Записки афисионадо

У нас в очередной раз случай, когда человек формулирует свои мысли настолько хорошо, что надо просто их перевести на русский, и только.

А мысли вот какие: в июле исполнилось 15 лет с того момента, как курение в Великобритании было запрещено в пабах (и, добавим, во всех прочих местах). Дела с тех пор идут дрянь. Страна несется от одного кризиса к другому. Производство стагнирует. Заработки не растут. В страну пришли болезни. В Европу пришла война. Никто не может набрать денег, чтобы купить себе дом. Если бы я был моложе, я бы эмигрировал.

Это пишет знакомый нам Кристофер Сноудон – я в паре случаев его уже цитировал. И, вроде бы, он говорит об очевидном.

Не только Великобритания, а и ее европейские соседи вместе с США, Канадой и Австралией, вошли в какой-то давно не виданный кризис. Европу нечто подобное поразило в конце 15-го — начале 16-го века, и это чудо, что она уцелела. В США такого не было никогда. Недавно мы говорили, что такой же системный кризис был в Риме времен Цезаря – когда все, что раньше работало, работать перестало, и общество на десятилетия погрузилось в нескончаемые убийства всех всеми.

У британцев и прочих до массовых убийств пока не дошло, но масштабы развала поражают. Первое и главное – идиотизм, то есть неадекватность политиков: где умные, яркие, просвещенные люди, способные принимать правильные решения? Общество расколото между теми, кто все еще верит в прекрасный глобальный мир, и теми, кто проголосовал за выход из такового (Евросоюза) и продолжает так думать. А о внешней политике и говорить нечего, сплошные злобные судороги и попытки затеять войну.

Но – возвращаясь к Сноудону – причем здесь антитабачный закон, вступивший в действие в 2007 году? То есть по всему миру замечено, что ни одно правительство, вводившее антитабачные меры, хорошо не закончило. Замечено также, что в 2007 году жизнь, по крайней мере в Европе, была еще как-то терпима и полна радостных ожиданий, а потом все действительно начало сыпаться – но табак-то здесь причем? Наверняка же это просто совпадение по времени.

Так вот, очередная колонка Сноудона хороша именно тем, что эту связь автор показывает. Правда, начинает он с типично британской шуточки – запреты на курение нельзя напрямую связывать со всеми перечисленными проблемами, но запреты эти явно не помогли их решению, правда?

А дальше он начинает говорить уже всерьез и очень убедительно. А именно: правительство, с его запретами, было озабочено вовсе не несуществующими рисками от «пассивного курения», а тем, как бы наступить людям сапогом на лицо. Цель индустрии табачного контроля – не табак. Ее цель – это контроль (за людьми). Запреты 2007 года были моментом, когда государство-няня перешло через Рубикон. И с тех пор открылся сезон охоты (так и не закрывшийся) не только на курильщиков, а еще и на едоков и пьющих. Да на всех.

Самое страшное было – как людям врали в лицо. «Патологические лжецы из антитабачного движения уверяли политиков, что устранение дыма пробудит к жизни чувствительных некурящих, которые волной пойдут теперь в пабы и спасут их бизнес… Волны не было. Вместо того, пабы начали закрываться невиданными темпами». От 58 тысяч таковых в 2006 году до 48 тысяч в 2013, и далее без перемен, вниз.

Нам не понять, что такое паб со стаканом пива и сигаретой в конце дня для британцев и прочих европейцев – это если не смысл жизни, то сердцевина ее. И она была уничтожена. Но тут ведь не все.

«Это открыло двери фанатикам всех расцветок, толкавшим правительство к запретам на все, что те не одобряли. Невозможно представить себе, чтобы существовала группа лунатиков типа “действия против сахара”, если бы до того не было запретов на курение. Запреты эти придали сил самым нетерпимым, невротичным и антиобщественным элементам. Эти запреты изменили всех нас к худшему… Они сделали всех нас детьми, научили нас ожидать, что правительство будет решать за нас самые обычные проблемы».

А что, можно и так описать спусковой крючок, начавший нынешний системный развал целой цивилизации. Хотя крючков могло быть несколько. Но все же хочется больше конкретики – как этот механизм развала работает? И тут мы переходим к другой публикации этих дней. Она называется «Неподотчетная власть филантропии», это запись одного из выступлений на очередном июльском «Никотиновом конгрессе» — слете вейперского движения в Варшаве. И это, понятное дело, про Блумберга.

В выступлении ставятся очень хорошие вопросы, например, о том, что главное здесь – отчет и контроль. Вот британская трагедия (смотри выше) приписывается зверовидному правительству, которое само себя агитировало ввести запреты через выращенные им же «группы давления». Но правительства все-таки, пусть теоретически, штука подотчетная, их можно и свергнуть, что мы в той же Британии и наблюдаем вот сейчас.

Более того, говорит человек с варшавского форума – компании и корпорации тоже подотчетны, хотя и по-другому. Если они производят что-то не нравящееся покупателю, они разоряются. А вот всяческие некоммерческие организации и особенно «благотворительные» фонды – тут все гораздо хуже.

Некоммерческие структуры заняты каким-то якобы добрым делом, на которое выпрашивают деньги у доноров. Но как минимум эти доноры теоретически обязаны раз в год смотреть, на что пошли деньги и есть ли результат. И совсем плохо с фондами, в основе которых личные деньги одного миллиардера-фанатика типа Майкла Блумберга. Вот здесь никакой отчетности нет. Личное состояние – 80 миллиардов долларов, потратил на борьбу с табаком 12 миллиардов, а десять лет назад у него было 28 миллиардов, то есть он просто не успевает раздавать деньги, они у него тем временем растут.

Результат, говорит наш выступающий: громадный фонд продвигает по всему миру политику издевательства над людьми, слушается ученых-фальсификаторов, а в итоге делает больше зла, чем добра.

И вот эти ситуации – громадные частные и неподотчетные деньги на службе чистого зла и принуждения людей – тоже, конечно, как-то вносят свой вклад в нынешний развал целой цивилизации.

Оцените статью