Песня гробовщика: верните демократов – будете жить дольше

Записки афисионадо
Табак таки играет роль в американской гражданской войне – потому что, по странному совпадению, борьба с таковым, среди прочего, тоже разводит людей по разные стороны баррикад, и делает это очень эффективно.

Речь о громадной, с картинками, статье в приложении к «Вашингтон пост». Перед нами шедевр черной пропаганды, и в качестве такового достоин внимательного изучения. Нам ведь надо знать, как они нас (во всех смыслах этого слова) давят и уничтожают.

Три автора, давно и тесно связанных с медицинским лобби США, предпринимают нечто гениальное. Они берут даже не штат, а графство такового (то есть район), где законодатели давно и упорно отказываются повышать местные налоги на табак. И пропагандисты наши демонстрируют: в этом отдельном районе употребление табака за два десятилетия выросло, а с ним и смертность. И не просто смертность, а таковая среди относительно молодых людей. То есть возраст среднеумершего именно в этом районе ниже, чем в соседних, где сигареты дороже, а процент курильщиков меньше. Просто и страшно.

Почему страшно: а потому что виноваты республиканцы. Упомянутая газета – флагман черной пропаганды демократов, так что тут ничего удивительного. Мишень – республиканские конгрессмены штата, год за годом голосующие против «большой фармы» и «лоббирующие большой табак». Такая же драка идет на страницах этого и сотен других изданий демократов по поводу коронавируса и того, кто виноват в медицинской катастрофе страны, наблюдавшейся в последние три года. Всегда и во всем виноваты республиканцы, на них смерть миллионов. Нет, виноваты демократы как ручные псы медицинского лобби. И так далее. И вдруг в этот главный спор врывается еще и подзабытый голос борцов с курением.

Как мы видим, что перед нами типичный случай грязной пропаганды: а просто. Перед нами смесь пугающих цифр с умелым давлением на точки страха – главного оружия медицинского лобби. Давят с первых строчек статьи, где описывается долгий разговор с гробовщиком. То есть с хозяином похоронного бюро того самого района, с непроизносимым именем Майкл Кзуп. В начале он печалится о том, как часто приходится хоронить молодых клиентов, а в конце описывает похороны 100-летней бабушки и сообщает, что тут его идеал. Эмоции в таких случаях помогают аудитории проглотить все прочее, особо не задумываясь.

Ну, и второй типичный прием наших пропагандистов – это выдавать более чем сомнительные утверждения за несомненные, и уже на таковых строить новые конструкции. Например, и это главное, есть «смерти от заболеваний, связанных с курением». Никому – и особенно читателям «Вашингтон пост» — не рекомендуется закапываться в старую и никуда не девшуюся дискуссию о том, как конкретно эти заболевания с курением связаны, и кто связал.

Ваш противник в споре это очень любит – выдавать какие-то идеи за аксиомы и требовать от вас (и аудитории) эти аксиомы не оспаривать. Он думает, что тогда вы точно проиграете. Еще лучше даже при таких аксиомах не спорить, а говорить, что и сам спор давно закончен.

Итак, в нашем американском районе – поверим — действительно повышенная и более молодая смертность от целого набора заболеваний, которые кто-то «связал» с курением. А кто-то другой не мог их оттуда отвязать, в том числе потому, что на отвязывание надо получить грант или работать героически бесплатно. В итоге не связаны с курением разве что спортивные травмы. И на этом стоит вся статистика наших трех авторов.

Теперь посмотрим, что это за район такой, где творятся всякие нехорошие вещи. Он в штате Огайо, давно находящемся под контролем республиканцев, причем контроль этот все теснее. Это депрессивная зона Америки, где производства рушатся и закрываются, потому что другие лобби (не медицинское), давно уже уничтожают Америку индустриальную, делая ее Америкой «сектора услуг». Это то, против чего борются республиканцы, причем поначалу – при Трампе – довольно успешно. То есть в нашем районе живут жертвы демократов, у которых есть много проблем и помимо табака. И вот теперь им говорят – да убийцы они, ваши республиканцы, вот и гробовщик Майкл вас закапывает и грустит.

Теперь давайте посмотрим на мелочи, мелькнувшие в нашей громадной статье. Почему вражья сила не хочет поднимать налоги на сигареты: а потому, что владельцы магазинов и лавок тогда еще больше уйдут в пике. А народ просто поедет за сигаретами в соседние районы, где они дешевле, или к контрабандистам. Вторая мелочь: на заре антитабачной кампании расцвели соответствующие фонды и программы, финансировать которые надо было из денег штата, или даже района – а как же еще? И вот губернатор говорит нашим «исследователям»: кто-то хотел, чтобы мы лопатой швыряли на это деньги. А мы вместо того потратили их, например, на то, чтобы у детей в некоторых депрессивных школах открылись столовые.

Правда, хороший сюжет? То есть для борцов с курением их борьба и зарплаты на нее важнее, чем… чем, например, здоровье и нормальная учеба детей и многое прочее. А республиканцы думают по-другому.

Много чего прочего и полезного об Америке вы как бы случайно выясняете по ходу этого длинного и мучительного чтения. Например, фразочка такая мелькает – «американцы имеют больше шанса умереть до 65 лет, чем жители похожих стран, несмотря на то, что живут в державе, тратящей намного больше на здравоохранение на душу населения, чем равные ей государства». Как же так, граждане? Ведь сколько миллиардов ушло на борьбу с главным убийцей – табаком. А, ну да, виноваты убийцы-республиканцы, они сильно помешали.

Есть еще одна жутко интересная эпизодина нашей статьи. Дело в том, что она не только о табаке. Авторы постоянно касаются еще одной ситуации – насчет ремней безопасности в машине. И вот тут у нас разговор, выводящий на вершины философии, к выяснению, что такое человек и что такое государство. Дело в том, что республиканцы в Огайо еще и не очень склонны зверствовать по поводу ремней безопасности. И поэтому им в нашем районе приписывают еще множество смертей на дорогах, больше, чем в соседних районах. Причем множество смертей были конкретно от непристегнутости.

Дело даже не в том, что через район проходит несколько трасс с разбитым асфальтом, а у соседей все не так. Это в целом серьезная тема, которую мы (в том числе российское общество) не сильно пока касалось. Тему можно обозначить так: что в целом происходит с обществами, где людей массированно принуждают к той или иной безопасности. И что происходит в других обществах, где от государства не требуют отчета за снижение или повышение травматизма или смертности. Но тут статистики и умных мыслей не так пока много. Серьезный разговор на эту тему у человечества впереди.

Оцените статью