Каяться насильно: «мы отравители, разбейте наши собачьи головы»

Записки афисионадо

Самое в этой истории интересное – это почему медицинское лобби и прочие антитабачные силы не сильно радуются тому, что американский суд все-таки заставил табачные компании размещать платную покаянную рекламу с разными словами о том, что курить типа вредно. Вы же этого хотели и тратили на это немалые деньги – что вам теперь не так?

  Но сначала придется долго и с подробностями объяснять, о какой рекламе говорим. Речь о затянувшемся на 18 лет судебном процессе медицинского лобби против табачного. Начиналось со знаменитого решения 1999 года против группы больших табачных компаний, которых по суду заставили платить их конкурентам, медицинскому лобби, за пропаганду против самих табачных компаний. Американская юстиция во весь рост… Затем было уточняющее решение от 2006 года о том, что табачники еще должны размещать вот эту самую рекламу.

  Но проигравшие отказывались капитулировать и дрались в судах за каждое слово текста этих реклам. Додержались до конца ноября 2017 года.

  И вот сейчас они обязаны платить каждая по 20-30 миллиардов долларов за лишний раз обнародованные гениальные открытия «грантовой науки». За тексты, в которых говорится, например, что пассивное курение убивает в год 38 тысяч американцев, а активное – 1200, но в день, то есть больше, чем СПИД, убийства, самоубийства, наркотики, автокатастрофы и алкоголь вместе взятые. Пишут эти тексты титаны научной мысли, которым платят по принципу «чем страшнее цифры, тем лучше». А платить за публикацию страшных цифр и прочего (в течение полугода) должны, по решению суда, табачные компании.

  Понятно, на что это достижение американской юстиции похоже. На судебный процесс инквизиции над Галилеем, которого обязали публично и на коленях признать, что земля не вертится, и что когда он, Галилей, говорил, что вертится, он врал.

  И еще похоже на забавы хунвэйбинов, чья задача, если кто не знает, была не в том, чтобы уничтожить противников (всех образованных людей того времени), а в том, чтобы их унизить. И вот эти противники стояли перед ревущей толпой в позорных бумажных колпаках и читали подсунутый им текст: «мы ревизионисты и враги председателя Мао, разбейте наши собачьи головы».

  Так вот, сегодня суть проблемы медицинского лобби в том, что замышлялась его насильственно-покаянная акция в одну эпоху, а исполнилась… ну, скажем так, на переломе эпох. Ну, допустим, Галилей и в 1634 году (через 18 лет после «покаяния») еще считался еретиком, Но вот хунвэйбины в 1985 году уже точно воспринимались как несчастные малолетние подонки.

  Давайте посмотрим, как антитабачники сейчас нудят, что все пошло не так. Кто-то огорчается, что реклама ограничена телевидением и газетами, а молодое поколение таковые игнорирует. Другие печалятся о тех временах, начала века, когда табачные компании заставили напрямую финансировать антитабачную пропаганду.

  Или вот некто Майерс, глава «Кампании за некурящих детей» (конечно, «де-е-е-ти», все ради них, а не денег). Он сожалеет, что табачным компаниям удалось выторговать удаление из реклам фразы «и это правда». А вот профессор Мэлон из антитабачной Калифорнии напоминает, что изначальная идея была в том, что американская публика должна была понять, что табачные компании ее обманывали. И, как минимум, сегодня публика должна понять, что эти самые табачные компании не хотят печатать эту рекламу, их всего лишь вынудил к этому судья.

  Вот оно! Покаяние никоим образом не искреннее, чего табачные компании и не скрывают. И очень хорошо, что публика это отлично понимает.

  Самое в этой истории главное – что они боролись. Помнится, в одной из недавних колонок я писал, что в целом в битве с медицинским лобби табачники показали себя как трусы, или как минимум выступили очень слабо. Но в истории с растянувшейся на 18 лет борьбой за текст покаянных реклам они хотя бы сопротивлялись. Они вели себя, как лягушка, упавшая в молоко и сбившая лапами сметанный остров. И ведь остров возник.

  18 и даже 11 лет назад (в 1999 и в 2006 годах) их реклама воспринималась бы не так, как сегодня – и в этом глубинный смысл разочарованного стона ставленников медицинского лобби. Сегодня резко выросло число людей, которые читают пропагандистские страшилки – и смеются. Людей, которые знают, как «грантовая наука» отщипывает по несколько процентов от всех мыслимых болезней, приписывая их курению, и таким путем создает орды «статистических покойников». Сегодня в свободном доступе тысячи страниц о том, как другие медики осмеивали и осмеивают своих грантососущих антитабачных коллег.

  Вчера Америка, а за ней и весь западный мир, могли и правда считать табачные компании (все скопом, всех их сотрудников) злодеями, строившими коварные планы насчет того, как бы вызывать всеобщую никотиновую зависимость. Сегодня всей Америке (и всему миру) известно, что не лучше оказались и фармацевты со своими никотиновыми пластырями, никоретами и др.

  Вчера фармацевты и прочие борцы с курением чувствовали себя в безопасности под крылышком американских демократов (и их клонов в других западных странах). Сегодня организаторы этой и других фейковых кампаний каждый миг ждут разоблачения, поскольку власть меняется, и непонятно, какие факты вскроются дальше.

  Вчера антитабачники клянчили время, чтобы их запреты подействовали и показали класс. Сегодня, когда число курящих в мире превысило миллиард, а публика повсеместно переходит на свой табак или на электронные сигареты, им остается лишь выдавать вызывающую сомнения статистику насчет «сокращения числа курящих». Статистику об улучшении здоровья наций они стараются не приводить, в силу сомнительности наличия улучшений или связи таковых с табаком.

  Вчера кому-то могло показаться, что табак будет вытеснен с лица земли. Сегодня все больше людей прямо говорят, что антитабачная кампания в ее лживом американском виде преступна, потому что лжет и натравливает людей друг на друга.

  Табачным кампаниям всего-то надо было потянуть время, держаться до последнего и надеяться, что завтра будет не так, как сегодня – что они и сделали.

   Дмитрий Косырев

Оцените статью