Искусственный интеллект как враг человека

Записки афисионадо
История тут такая: дружественные мне «Аргументы и факты» хотели сначала провести в Москве конференцию на тему об искусственном интеллекте, потом они вписали эту идею в программу Петербургского международного экономического форума и хотели заслать меня туда живьем (на получасовое выступление!). Наконец, решили устроить эту штуку по видеосвязи, для чего я записал свое выступление, а также прислал АиФ куда более чистый письменный текст.

Ссылка на пятиминутное видео вот здесь. Но письменный текст больше и, возможно, лучше. А поскольку массу идей оттуда я приобрел благодаря общению с МСК и сигарным сообществом России, то будет только логично, если я этот текст опубликую здесь, у нас. Он немножко больше моих обычных колонок, но это не так и страшно.

Начнем с героической истории, случившейся во Вселенной великого американского фантаста – Фрэнка Герберта. У него из книги в книгу кочевали смутные упоминания о «батлерианском джихаде», после которого во вселенском масштабе установился закон: никаких компьютеров, не говоря об искусственном интеллекте.

И только последователи Герберта, получившие право тоже писать о планете Дюна и прочих, подробно расписали эту историю. Двадцать заговорщиков изменили режим Старой Империи, захватив власть с помощью взломанной компьютерной программы. Чтобы править вечно, они перенесли свой мозг в металлический корпус и прозвались Титанами. Но один из титанов дал возможность компьютерной программе взять власть и распространиться по Земле, а потом и по Вселенной. Это я тупо цитирую «Википедию», конечно.

А дальше была глобальная война с мыслящими машинами, и тогда появился некто по фамилии Батлер, а именно Серена Батлер. Которая и дала имя войне человека против искусственного интеллекта, закончившейся полным уничтожением врага человечества.

Вы можете считать это ответом одного гения литературы другому, Айзеку Азимову с его умными и симпатичными роботами. Но это такой ответ, что надо к нему присмотреться.

Я ничего не понимаю в искусственном интеллекте и не отличу его от газонокосилки. Но я кое-что понимаю в простой и понятной человеческой реакции на все, с таким интеллектом связанное. И я вижу, что чем дальше, тем больше люди и разбираться не хотят в том, что это за интеллект. Первая реакция на него – это нелюдь и враг. То, что нелюдь – это просто факт, а вот что враг – вопрос посложнее.

Люди неправы? А кто вынесет им такой приговор – опять же искусственный интеллект? Да люди всегда и везде неправы, как минимум нелогичны, но они на то имеют полное право. И на этом можно было бы и заканчивать разговор, если бы все было так просто. Но проблема в том, что существует как минимум два типа людей, и по вопросу, который мы сегодня обсуждаем, между ними давняя война. А это совсем плохо. О двух типах поговорим чуть позже, а пока…

Давайте посмотрим, какие события последнего времени четко продемонстрировали отношение людей ко всему тому, о чем мы сегодня говорим. Раньше-то было много розовых иллюзий, откуда и пошли романтические роботы Азимова, якобы служившие людям беззаветно. А из событий последнего времени – пандемия, конечно. И даже не она сама, а абсолютно дикий способ с ней бороться. Запереть всех людей по домам, закрыть производства, заставить их ходить в абсолютно бесполезных и позорных масках, о которых заранее было известно, что они от вирусов никак не защищают… И еще всплывшая по этому поводу идеология якобы солидарности, а именно того, что каждый человек – угроза другому человеку, и все несут ответственность за здоровье всех.

Приговора этой истории так и не вынесено. Ее виновники ушли в тень, в том числе благодаря особенности настоящего, живого человеческого интеллекта. Если таковой долбить каждый день, то человек просто отключается от информации. Я это понял, когда еще в начале года сразу несколько редакторов сказали мне, что все перестали читать что-либо об этом самом вирусе, и мне можно больше не беспокоиться.

Но кое-какие выводы были налицо еще до того. Вы, наверное, могли заметить, как быстро превратились в посмешище весенние карантины в Москве 2020 года. Все работало. Автосервис, парикмахерские, кафе… Просто оно это делало нелегально – если считать те карантины легальными. Все отлично общались, хотя якобы все было закрыто. А про маски и говорить нечего.

И в этой ситуации естественными врагами человека были технологии, которыми нас пугали. Камеры, якобы способные выявлять лица даже в масках, а тем более без масок. Технологии отслеживания перемещения людей, их поведения. И мгновенно создалась подпольная индустрия контр-технологий, как антирадаров на дорогах, которые успешно обманывали всю эту систему слежки, которой нас пугали.

Вы заметили, что после всей этой безобразной истории резко упали продажи смартфонов, зато выросли продажи кнопочных телефонов? В Китае то же самое. И не по бедности, а потому, что прошел слух, что через смартфоны вас отследить легче. И эти все явления лучше было бы заметить и сделать выводы. А именно, заметить, что люди очень быстро научились бояться и ненавидеть не вирус, а якобы противовирусные «ограничительные меры». Репутация же искусственного интеллекта упала ниже некуда, даже притом, что на самом деле никто не знает, что это такое. Главное – что он для множества людей выглядел как бездушное техническое средство контроля над людьми и над человеческим. Механический нелюдь против людей.

Но на самом деле, как я и предупреждал, все еще хуже и сложнее. Тут можно вспомнить цитату из Рональда Рейгана: не винтовки убивают людей, это люди убивают людей.

Проблема в том, что на планете отродясь существуют два основных типа людей, находящихся в состоянии перманентной войны. Примерно как у прекрасного писателя Леонида Юзефовича, написавшего о вечной войне журавлей и карликов.

Карлики – их еще можно назвать революционерами, леваками, как угодно еще. Главный признак таких личностей – святая убежденность в том, что человеческое общество не только можно, а и нужно улучшать, воспитывать, нести ему счастье (насильно). Это могут и должны делать одиночки – бомбисты и террористы, идеологи, левые партии и целые правительства. Когда-нибудь их за это все поблагодарят, а пока что они жертвуют собой для осчастливливания нации или человечества.

Журавли, они же правые, или консерваторы, это те, для которых такой стиль мышления – это ужас и преступление. Консерваторы говорят: не трогайте людей, отстаньте от них, вас никто не выбирал на должность пастухов и спасителей, человеческие общества вырабатывают свои ценности веками и держатся за них, какие есть.

Эти два типа людей регулярно вступают друг с другом в жуткие, беспощадные войны.

Британские ученые однажды выдвинули идею, что речь о двух разных биологических видах. И поставили эксперимент, который доказал, что люди одного типа хорошо отличают другой тип по запаху, и запах этот ненавидят. Не стану объяснять подробности эксперимента, а то кого-то в аудитории стошнит, но известные леваки и правые без всяких шуток нюхали друг друга. И четко отличали своих от чужих.

Так вот, консерваторы – правы они или нет – видят в любом искусственном интеллекте не самостоятельную силу и самостоятельную угрозу, не взбесившегося робота, начавшего действовать по своей программе. Они видят лишь тупое и опасное орудие леваков по усовершенствованию человека, то есть по беспощадному контролю над таковым. И инстинкт здесь разве что подсказывает, что надо создать своих роботов для блокировки враждебных роботов. А лучше запретить всю эту мразь, как после батлерианского джихада.

А леваки, наоборот, по большей части восхищаются новыми и невиданными возможностями по слому сопротивления своих застарелых противников. Если бы такая штука была у большевиков или якобинцев!.. В общем, есть такая идея, что искусственный интеллект – это новое и беспощадное орудие только одной стороны в этой битве. Ну, все мы ошибаемся, вспомним, как консерваторы поначалу пришли в восторг от появления интернета, думая, что вот теперь настанет век Просвещения…

Но все еще сложнее с этими двумя биологическими видами. Снова вспомним уроки пандемического закошмаривания людей. Было заметно, что в несчастной Европе этой технологии покорилась большая часть населения, США привычно разбились на две равные половины. Россияне же и еще пара симпатичных народов устроили этой политике тихий, но непобедимый бойкот с, на взгляд, 70-80-процентным большинством. Из чего можно делать много разных выводов.

А еще можно заметить, что отличие нашего мира от того, который был в прошлом веке, в том, что тогда двумя основными лобби, хозяевами мира, были военно-промышленный комплекс и нефтегаз. А сегодня это тандем беспощадных, жадных и голодных медицинского бизнеса и «большой цифры». И мы видим, что вот там-то по поводу искусственного интеллекта стоит нескончаемый восторг.

Как видите, мои наблюдения мрачны. Но они как минимум могут принести пользу, заставив энтузиастов этой штуки действовать осторожнее и задумчивее.

Оцените статью