«И всем вейпа»: британцы наконец решили, что делать с курильщиками

Записки афисионадо
Почему нам интересно, как британцы все-таки, после долгих мучений, разобрались, что им делать с курильщиками: в том числе потому, что наши антитабачные личности годами тупо следовали именно английским образцам. Да, даже сегодня продолжают, хотя во всех прочих сферах жизни мы уже – как нация – давно поняли, что от того, что творят западники, надо держаться подальше.

У нас уже все равно что вступил в действие закон, по которому мы не только не обязаны выполнять решения наднациональных структур, даже тех, в которых мы состоим. Мы еще, по этому закону, будем обязаны наказывать тех, кто способствует исполнению таких решений. И так во всем – кроме, как вы догадались, борьбы с курением и прочих забав глобального медицинского лобби. Это другое. Почти святое.

Итак, британцы. Давно забыта премьер-министр Лиз Трасс, при которой англичане чуть не признали очевидное – провал антитабачной кампании. И вот – ну, не министр здравоохранения, а человек в сложной должности «парламентского заместителя государственного секретаря в Департаменте здравоохранения»… в общем, Нил О’Брайен произносит речь, где излагает планы правительства по исполнению чуть было не отмененных целей – сделать страну как бы некурящей к 2030 году. Вот полный текст речи.

Интересного в ней три пункта. Первый касается вейпа, второй новозеландской идеи насчет того, чтобы просто и тупо запретить продажи табака всем, родившимся после какого-то года. Так вот, О’Брайен тут произносит очень британскую и малопонятную фразу, которая тем не менее может быть истолкована вот как: не наши это методы. Забудьте.

А с вейпом все сложно и интересно. Прежде всего, надо ужесточить контроль за продажей никотинового пара несовершеннолетним… кстати, в России заветы британских старших товарищей уже исполнили, законодательство такое только что прошло. Ну, и хорошо.

Но дальше… англичане окончательно решили, что единственный способ помочь людям (или заставить их) бросить курить – это перевести их на вейп. Привет фанатикам из Всемирной организации здравоохранения, для которых все новые средства доставки никотина – главный враг и конкурент таблетке, вейп страшнее табака как такового. ВОЗ для англичан теперь ничто, и это хорошо.

Как будут работать: поставлена задача перевести на вейп миллион курильщиков – как особо отмечается, тех, кто выражает желание бросить. Как известно, все борцы с курением обязаны говорить, что все курильщики хотят бросить, но не могут, зависимы. Итак, бесплатно выдадут миллион вейп-комплектов для таких вот добровольцев, с последующим учетом и контролем. Это займет время и создаст иллюзию бурной успешной деятельности. А там и кабинет поменяется.

Третий же пункт – это введение обязательного компьютерного учета и контроля каждого грамма любого табака на каждом этапе его пути к потребителю. То есть их ЕГАИС. Этот пункт британской программы действий Россия тоже только что – удивительное дело — отработала. Для кого-то столица наша – Лондон.

А теперь из области мечтаний или имитации бурной деятельности давайте перейдем в реальность. Британский журнал Grocery Trader (можно перевести как «торговля пищевыми товарами» – строго деловое, то есть без дураков, и отраслевое издание) публикует подробный анализ рынка продаж табака в той же самой стране. И вот какие там мелькают факты и цитаты.

«Возвращение к нормальности после ковида показывает нам, что табак опять представляет большую ценность для розничных торговцев». Рынок этот вырос до 14 миллиардов фунтов, но у него есть особенность – сигареты в пачках и табак для самокруток заняли почти равные доли (54% и 46%).

Для невнимательных: легальные продажи табака выросли. Это к разговорам о 2030 годе и о том, что все хотят бросить. И это вдобавок к неизменному росту продаж вейпов, нагревательного табака и прочего.

Замечание журнала: в стране страшенный кризис, связанный с повышением цен на все мыслимое (и не будем долго повторять, отчего это). Но в такой обстановке курильщики составляют особо ценную и верную группу покупателей, и надо эту группу беречь.

Дальше журнал долго и подробно рассказывает о том, как самые знаменитые табачные марки производят теперь и свой рассыпной табак, стараясь сохранить репутацию продавцов роскоши. То есть самокрутки крутят из экономии, но знаменитые имена на пачках повышают самоуважение потребителя. А некоторые марки в одной упаковке продают и сигареты, и бумагу для самокруток, и такой же табак.

Власти запрещают все мыслимое, почему-то особенно ополчившись на ментол в табаке? И вот результат. Умные производители придумали некую ароматическую карточку, которую вкладывают в пачку. Под запреты она не подпадает. После активизации таковой (распечатывают ее, что ли?) за 30 минут вся упаковка пропитывается ментоловым ароматом, и «эти штуки просто улетают с полок», иногда по 400 тысяч в неделю.

Ну, и насчет популярности всяческих вейпов и нагревалок – журнал приводит простой факт: они оказываются дешевле, чем настоящий табак. И это одна из причин того, почему они завоевывают рынок.

Теперь что касается сигар. Они в целом в упадке – на 4%. Но это не значит, что народ их бросает или жаждет бросить курить. Снижение идет за счет падения цен. Просто в том же сегменте рынка стали резко популярными сигариллы. Вдобавок производители ищут способы крутить сигары попроще, подешевле (машинные), но при этом делать их престижными и популярными.

Наконец, насчет ЕГАИС: в той же статье – разговор о попытках властей как-то взять под контроль отрасль. И – неожиданная цитата одного из экспертов рынка: «Свежие оценки ВОЗ говорят, что если бы все незаконные сигареты во всем мире продавались бы законно, то они бы породили добавочные 40 миллиардов долларов налоговых поступлений. Нелегальный табак по миру в целом составляет до 10% продаж. И его будет больше сейчас, когда по всему миру растут цены после пандемии».

И эти два выступления, то есть речь и статья в отраслевом журнале – они прозвучали в одной стране и в одном мире. Но, похоже, в разных реальностях, воображаемой и настоящей.

Оцените статью