Европа – не Америка. А Россия, к сожалению, не Европа

Записки афисионадо

Я только что вернулся из Франции, с перенаселенного и далеко не повсюду гламурного Лазурного берега. А начиналась моя поездка, естественно, с поиска в интернете хорошего отеля. Хорошего — это там, где можно курить. Делается это так: вдобавок к нужным параметрам в поиске задается фраза, в моем случае — на английском: smoking allowed. То есть «курить разрешено».

И первое, что выскакивает в таком поиске — это не только отели, а еще виллы и квартиры. Да, вы можете снять в любом месте (Франции, в данном случае) и домик, и квартиру, где почти всегда можно курить. Вот стоят рядом два дома — отель и многоквартирный. Вы лежите в постеле в снятом, как это они называют, «апартаменте» и пускаете дым в общем направлении отеля напротив, где запрещено. Или делаете то же на «вилле» — в маленьком домике под кипарисами в пяти минутах от пляжа. Где тоже все разрешено хозяевами. И что интересно, удобств и удовольствий там может оказаться больше, чем в отеле, цена — намного ниже. А всякая вкусная еда и прочие услуги за углом.

На самом деле вы имеете дело не с одиночками, а с кооперативами: несколько десятков квартиро- и вилловладельцев сдают, за комиссию, право искать клиентов одной из специальных компаний, которых много. Такая компания держит сайт, через который вы можете заплатить, от нее приезжают в нужный час ребята на мотоциклах, которые вас запускают в виллу или квартиру, следят за тем, чтобы в ней было все, как на сайте обещано; если надо — убирают хоть каждый день (за отдельную плату). И вообще присматривают за уровнем — услуг и цен, «вороньи слободки» в такие системы не принимают.

Самое интересное, что такую компанию чаще всего держат владельцы отелей. Конкурируют сами с собой.

Так что, отельеры очень даже знают про последствия запретов на курение, но пока что просто внимательно отслеживают динамику рынка. И она трагической не выглядит, потому что во Франции ситуация с запретами на курение относительно нормальная. А что значит — нормальная?

Вот что мне сказала владелица четырехзвездного отеля в Жуан-Ле-Пене на Лазурном берегу, просившая не называть имен:

— По французским законам решать, ограничивать ли курение в отеле, может только его владелец. Закон один на всю Францию, в Германии у каждой земли свои, но в целом у нас ситуация разумная — есть отели, где можно курить везде, есть такие, где нигде на территории это невозможно. В моем отеле в каждой комнате есть балкон, там стоит пепельница. Вы можете курить в нашем саду, у бассейна, на террасе за завтраком, в общем, везде, кроме закрытых помещений. Пока мой выбор таков — как бы средний вариант. Я им довольна. Но в целом по стране ситуация непонятна.

И тут эта женщина начала говорить о том, что отельеры пока не знают, какие выводы им делать. Потому что во Франции есть какая-никакая зима, и тогда курить на балконах неприятно. Но — зимой меньше гостей. Летом же многие начали прикрывать балконы парусиновыми маркизами от дождя и солнца (на всем фасаде!), после жалоб курящих. Но это большие расходы. Вообще, назревает мысль о том, что правила ограничения курения не могут быть одними и теми же летом и зимой. Далее, отток клиентов в сторону вилл и апартаментов очевиден, но пока ситуация не драматическая. Ее запутывает то, что отели разные, пляжный — это одно, для деловых путешественников в северных городах — другое. Видимо, для прояснения картины нужно еще года два. Но в любом случае курящим будет где остановиться, с комфортом и — важнее всего — достоинством.

А вот теперь самое главное. «Я хотела бы, чтобы вы ясно поняли одно: Франция — не США», — сказала дама. «У нас если человек курит, значит — курит, и никто его не преследует, ему все стараются создать удобства. Это касается не только отелей, но вообще обстановки в стране в целом, того, как люди относятся к вам на улицах. Мы в ужасе смотрим на то, что происходит в Америке, и знаем, что такими никогда не будем. А отели, где курить нельзя, превращаются у нас в американские гетто, и там проблемы с наймом обслуживающего персонала, которому такие гости не нравятся».

Неоспоримый факт: американский эксперимент по переносу своего зверства за пределы своих границ в целом в Европе провалился потому, что европейцы — другие люди. В Италии курящие окружены общим сочувствием, им все стараются помогать, бойкот даже мягких тамошних законов очевиден. И единственное, что создает проблему, это опять же зима, ведь тогда не всегда посидишь за столиком у тротуара и не выйдешь на балкон, не закутавшись в одеяло. Но как-то решают. Если клиент что-то нарушает, его в любом случае будут просить этого не делать, а не кошмарить, и просить очень вежливо. А чаще и вовсе не будут трогать.

Есть в Европе и другие страны, из числа мелких и, как ни странно, тех, что сейчас успели высказаться насчет того, что надо бомбить Сирию. Вот там все по части курения и не только — ближе к США, но это долгий разговор. В конце концов, Франция (ее социалисты, скорее) тоже что-то сказала о бомбежках, и тут вопрос даже не стран, а идеологий. Лево-либеральной или консервативной. Не будем пока отвлекаться на это.

Что касается Америки, то вот отрывок из материала моего знакомого, журналиста, прославившегося репортажами из «горячих точек» — Игоря Ротаря, которого занесла нелегкая в Калифорнию. «В Америке я на собственном опыте ощутил, как чувствовал себя чернокожий в начале прошлого века в бывших рабовладельческих штатах. Я не могу питаться в ресторанах, выпивать в барах, гулять по центральным улицам американских городов, загорать на пляжах и бывать в парках. Более того, американцем не нравится даже то, что такому «неполноценному» человеку, как я, пока еще позволено жить с ними в одном квартале и даже прогуливаться около своего дома. Впрочем, судя по всему, эта проблема вскоре решится. Так, людям «низшей касты», к которой, на свою беду, принадлежу и я, уже официально запрещено жить в некоторых фешенебельных американских городах (например, калифорнийском Дельмаре)… Более гуманны к своим жертвам были чеченские бандиты, специализирующиеся в середине 90-х годов прошлого столетия на похищениях заложников. Они могли кормить своих пленников только хлебом с бараньим салом, но пачка сигарет в день (почему-то марки «Петр Первый») — это было святое дело».

Это — никак не Европа.

И теперь — вопросы и выводы. Вопросы такие: а как это получилось, что из всех подписантов конвенции ВОЗ Россия выбрала именно «американский» вариант антитабачного закона? Почему было не последовать опыту если не разумных стран Азии, то хотя бы Франции или Германии, с ее мозаичной картиной по землям, или Италии? Как и на чьи деньги работает наше медицинское лобби, которое не испугалось экстремистского варианта закона? Почему Россия не Европа, а скорее Америка?

А выводы… Если вам кто-то скажет с тяжелым вздохом, что ограничения курения — «общемировая тенденция», что России неизбежно придется присоединяться к «цивилизованному миру», и никуда не денешься, новый век пришел, то… То вы можете спросить такого человека: а Сирию бомбить будем? Но лучше просто пожать плечами: этот человек не знает мира, который нас окружает, и не видит, какие в нем тенденции. Они, скажем мягко, очень разные.

Дмитрий Косырев
первый пост
второй пост
третий пост
четвертый пост

Оцените статью