Дядя Федор, ты неправильно с курением борешься

Записки афисионадо
Суть события в том, что одновременно из нескольких мест – в нашем случае места эти в США и Великобритании - начали звучать в принципе похожие слова: ребята, ваша борьба с курением зашла в тупик. Вы не так с ним боретесь. Надо как-то по-другому, чтобы не было такого очевидного провала, как сейчас.

При этом говорят как бы свои (для антитабачников), или почти свои. Читают знакомую – и позорную – мантру: да, мы знаем, что курить вредно, однако… Они тоже хотели бы победить проклятый табак, но они видят, что дядя Федор ест бутерброд неправильно, его надо колбасой вниз в рот засовывать, а не вверх.

Довольно забавно было читать публикацию относительно молодой леди из Лондона – Киран Сидху (индийцы в Англии конкретно рулят), которая просто не застала, в силу возраста, конец 90-х, когда множество нормальных людей в ужасе начали объяснять борцам с курением, что те занимаются мерзостью. Она этого всего не читала – и вот сегодня повторяет все те же факты и аргументы, в основном морального и человеческого характера.

Это о том, что людей с сигаретой у них там буквально гонят из комнаты, притом что телевидение и кино делают вид, что таких людей вообще нет. А раньше-то, говорит Киран, были Джеймс Дин, Хэмфри Богарт и Грета Гарбо, и их без сигареты и представить трудно… А еще был великий философ Жан-Поль Сартр, которого спросили: что для него важнее всего в жизни? И он ответил, размахивая сигаретой: «Я не знаю. Все. Жить. Курить». И был не менее великий философ Джон Стюарт Милль, который написал свое знаменитое «О свободе», где говорится, что человек должен иметь право на эксперименты с жизнью и смертью, а другие люди – и государство – не должны заставлять его этого не делать.

Дальше девушка Киран говорит, в духе великих философов: если вам очень хочется, чтобы люди были здоровее, то добивайтесь ваших целей через поощрение их, дайте им безопасные альтернативы, с уважением доводите до них точную информацию, вместо того чтобы принимать запретительные карательные законы и оказывать общественный нажим.

В общем, прелесть. Все это дословно уже писалось и говорилось, но тогда антитабачники приняли для себя и своих правило: игнорировать любые возражения. И возражения вроде как затихли. Но вот приходят новые поколения умных людей (читавших Сартра) и говорят все те же очевидные вещи. Ничего не изменилось. И тут есть о чем задуматься.

Вообще-то шум идет вокруг двух конкретных событий. В Англии уже и новое правительство начало размышлять над выполнимостью прежней стратегии избавить народ от табака к 2030 году, а в США давно пытаются принять новые запреты – на сигареты с ментолом и насчет меньшего содержания никотина. И вот люди должны были быть задавлены напрочь, но нет – возникла такая же волна сопротивления, как и при прежних запретах, а по сути и больше.

Например, Институт экономической политики в Великобритании опубликовал свою, альтернативную стратегию – 2030. Она напоминает об очевидном – что власти ничего не добьются, кроме громадного черного рынка, преступности и роста бедности, если будут продолжать в том же духе.

А надо бы  воспользоваться тем, что страна больше не в ЕС, и выкинуть вон европейские правила, по которым вейп приравнивается к обычным сигаретам. Еще надо, чтобы власти боролись с борцами с курением, которые распространяют вранье насчет вейпа (и народ частично верит). Ну, в общем, речь об идеологах вейпа и прочего, которые иногда очень хорошо видят реальность.

Альтернативу предлагают и американцы – в данном случае Фонд Рейгана-Юдалла, который подвергает разбору все, что по части табака и вейпа делает регулятор, то есть FDA, Food and Drug Administration, почти стопроцентный аналог Роспотребнадзора. Приговор рейгановцев: в этом ведомстве по части табака и никотина – хаос, растрата денег и провал.

Например, если говорить об альтернативных средствах доставки никотина, то только 3% из имеющихся на рынке получили одобрение ведомства. Прочие на рынке есть, но без одобрения. Всему виной полная неразбериха, при которой одобряющие чиновники творят что хотят.

И тут рейгановцы начинают копаться в бюджете ведомства и между делом оглашают хорошую цифру: 190 миллионов долларов в год. Столько FDA тратит на антитабачную пропаганду.

Будем знать. Последняя цифра, которая у меня была по США – под 100 миллионов долларов в год, и это касалось скорее частников, всех этих «благотворителей» из всяких фондов и организаций. Ну и, как отмечает альтернативный доклад, публика, наоборот, пришла в полное невежество насчет самых разных никотиновых продуктов. Еще бы, если так врать, как этим занимаются уже не первое десятилетие. И если только одно ведомство тратит на это 190 миллионов в год.

Но есть и выводы о том, как надо. Например: контора не должна предполагать, что употребление никотина должно исчезнуть или исчезнет из жизни людей. Задача – регулировать рынок, делать его относительно безопасным для потребителя и законным. И то же касается кофе, алкоголя, да хоть – по новой моде борцов с курением – марихуаны, раз уж ее в США не остановишь.

Так что по обе стороны Атлантики признают одно и то же: забудьте, ребята, о мире без табака. У вас не получилось. Просто ведите себя прилично.

Ну и всякие приятные мелочи. Оказывается, идея запретить ментоловые сигареты покушается на святое  – на негров. Дело в том, что по загадочным причинам именно эти самые негры курят ментол в несколько раз активнее, чем все прочие люди. И табачные компании, конечно, не упустили шанса обратиться к нескольким негритянским организациям за помощью, и те отозвались…

И еще из серии «пустяк, а приятно». Табачные компании сопротивляются очередной волне запретов очень грамотно, и недавно Сигарная ассоциация Америки подала против FDA иск насчет регулирования премиум-сигар. И вашингтонский окружной судья Амит Мехта вынес предварительное решение, заявив, что ведомство в этой истории вело себя «как хотело и с капризами», проигнорировав факты, представленные изготовителями сигар.

Общая картина получается такая: может быть, в целом антитабачников выбросят из приличного общества только с полным развалом того, что мы называем Западом. Но развал как раз идет. А до того времени мы с удовольствием видим ситуацию, когда борцы с курением не могут, а курильщики не хотят и очень грамотно объясняют дяде Федору насчет его бутерброда.

Оцените статью