Балкания: разгадка

Записки афисионадо
Эксперимент получился. Помните, неделю назад я написал рецензию на первую половину книги, о том, как она на полпути воспринимается. И обещал объяснить, что с читателем происходит, когда он добирается до конца.

И вышло довольно занятно – оказывается, и так можно. Ну, на первые серии телесериалов же кто-то что-то пишет, да? А потом на последние…

Итак, «Балкания» Александра Ермака. Напомним, это такая страна, где подонки-глобалисты ставят над сербами эксперимент, ровно тот, что годами учиняли над людьми демократы в США и не только там. Но в виде концентрата. С  пидорасами, кокаином, переименованием улиц в проспект Новой Демократии и прочим. А заодно решили поменять сербам еще и религию. Наняли продажного журналиста, чтобы он переписал и осовременил Библию. А дальше археологи находят вот эту, «настоящую Библию»…

Неделю назад я писал о больших странностях романа. Сейчас четко могу сказать: ничего странного, это вообще не роман. Это политический памфлет, где действуют и дискутируют литературные (вымышленные) герои.

Аналогов – сколько угодно. «Кандид» Вольтера, тоже философский трактат, где мысли автора озвучивают спорящие персонажи. «Что делать?» Чернышевского, футурологический экзерсис в виде как бы романа. Но дальше: а вот вам Лев Толстой с его «Войной и миром». Это роман, но постоянно перебиваемый прямым текстом от автора со множеством философско-политологических размышлений. Ну и, снижая градус и уровень авторов, это философ Александр Зиновьев с его «Зияющими высотами» и прочим. У этих книг есть вымышленные герои, они о чем-то там иногда говорят, и автор свои сочинения называет романами. А вы ему запретите, попробуйте.

Далее, «Балкания» — это не слабый памфлет, а очень даже хороший. Ну, чересчур прямолинейный, но – дело вкуса. Ермак дает нам концентрат того идеального общества, которое пытались строить в глобальном масштабе, и дает в наглядном виде – тут с ним происходит, правда, смешная история. Автор концентрируется на темах секса (как будто разложение обществ учиняют только по вот этой линии). И не забудем, что это все-таки как бы роман, то есть художественное описание… и Ермак так хорошо описывает все мыслимые извращения на улице Новой Демократии, что приходится ставить на обложку «18+».

А жаль. Я писал в первой рецензии, что здесь вообще-то если не детская, то подростковая книга? Подтверждаю. Немножко лобовая, кого-то из вечно ироничных подростков отпугнет. Но в целом – вот такая, немножко сказочная. И остается надеяться, что умные дети как раз на эти «18+» кидаются в первую очередь.

Кстати, меня всегда нездоровым образом интересовало – а что конкретно творилось в Содоме и Гоморре, и как бы найти об этом хороший современный роман с подробностями. Ну, сбылось.

Теперь – дальше. В первой рецензии я писал, что в книге страницами цитируется Священное Писание (раз уж подонки пишут его новую и фальшивую версию). Сейчас можно четко сказать: «Балкания» — и религиозный трактат тоже. Цитирование это ближе к концу становится больше и сильнее. А финальные сцены – это еще и религиозная мистерия (то есть спектакль, где актеры играют роли ангелов и прочее). Мистерии – когда-то очень популярные по всей западной цивилизации штуки, примеры перечислять долго.

А что такого? Вы думаете, никто не читает у нас богословские книги и прочие трактаты? А они есть, их печатают разные православные издательства. Просто в столичных сильно интеллектуальных кругах об этом говорить не принято (кто-то брезгливо поджимает губы). Но это пишут, читают, и это интересно. Да, и американские боевики на тему сегодняшней, в городских условиях, борьбы лично с Мефистофелем (духом сомнения) мне тоже приходилось читать. И не будем начинать разговор о том, сколько такой литературы в США с их сражающимся против тех же подонков протестантизмом. Или в Индии, где идет индуистское возрождение.

В общем, не хотите читать такую книгу – не надо, и вас я честно предупреждаю. Но религиозная философия – это интересно. Хотя пути, по которым она идет к сердцам, бывают разные. Для меня это началось с оперы – да, той самой, Ллойд-Вебера, «Иисус Христос суперзвезда», как раз пришлась на мои студенческие годы. Для кого-то все начиналось с Булгакова. Ну, и других вариантов есть сколько угодно.

А теперь о совсем личном. Понятно, что ближе к концу «Балкании» у меня роились мысли – а как бы я писал примерно такую книгу. Это тоже такая как бы критика, если хотите знать.

Более того: кто знает, но все эти мысли на данный момент меня ведут куда-то к новой книге (да, моей), тоже с элементами политической фантастики. Например, о том, как будет выглядеть мир, когда нынешнее безобразие закончится. Что будет с беднягами европейцами, развалится ли Америка, как будут себя вести мириады китайцев и особенно индийцев.

Что нужно для такой, по сути фантастической книги (а «Балкания», поскольку речь в ней идет о вымышленной стране – это ведь еще и фантастика)? Нужна особая, слегка изолированная территория, вот как Балкания. Много разных людей, туда сбегающихся по разным причинам. Люди такие печалятся о прошлом, но и создают будущее.

Но я бы не смог начать писать такую книгу, пока у меня в голове не создалась бы женщина (да, писатель – это всегда бог, он создает людей). Яркая, сложная, эффектная. Нет тела – нет дела, нет женщины – нет романа, хотя памфлетом и философским трактатом такая книга все равно может быть.

Почему это так – черт его знает, вопрос как раз философский, лезет куда-то в самую суть человеческого. И не забудем происхождение слова «роман» — от «романса», то есть это книга о любви, Зиновьеву и прочим вопреки.

Так, сейчас буду немножко зверствовать по поводу Ермака – а немножко и радоваться. Любовь там есть. Женщина-мечта тоже. И она даже, к концу книги, появляется живой на страницах.

Так вот, пока она была в воспоминаниях – все было великолепно (помните рыжую бабочку, перелетающую с одного обнаженного плеча на другое?). Когда автор притягивает ее к философскому диспуту, заставляя произносить длинные абзацы (люди так очень редко говорят) – это огорчает: мистика любви вянет, не надо было такого с женщиной делать. Но Ермак, напомним, очень даже профессиональный автор. И предпринимает абсолютно простую, но действенную штуку. Берет… ну, не помощь клуба, но в виде ангела-хранителя любви Петрарку, да еще и в прекрасном переводе. И это очень хорошо. Вот так:

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плоти,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя.

Оцените статью