И вышло довольно занятно – оказывается, и так можно. Ну, на первые серии телесериалов же кто-то что-то пишет, да? А потом на последние…
Итак, «Балкания» Александра Ермака. Напомним, это такая страна, где подонки-глобалисты ставят над сербами эксперимент, ровно тот, что годами учиняли над людьми демократы в США и не только там. Но в виде концентрата. С пидорасами, кокаином, переименованием улиц в проспект Новой Демократии и прочим. А заодно решили поменять сербам еще и религию. Наняли продажного журналиста, чтобы он переписал и осовременил Библию. А дальше археологи находят вот эту, «настоящую Библию»…
Неделю назад я писал о больших странностях романа. Сейчас четко могу сказать: ничего странного, это вообще не роман. Это политический памфлет, где действуют и дискутируют литературные (вымышленные) герои.
Аналогов – сколько угодно. «Кандид» Вольтера, тоже философский трактат, где мысли автора озвучивают спорящие персонажи. «Что делать?» Чернышевского, футурологический экзерсис в виде как бы романа. Но дальше: а вот вам Лев Толстой с его «Войной и миром». Это роман, но постоянно перебиваемый прямым текстом от автора со множеством философско-политологических размышлений. Ну и, снижая градус и уровень авторов, это философ Александр Зиновьев с его «Зияющими высотами» и прочим. У этих книг есть вымышленные герои, они о чем-то там иногда говорят, и автор свои сочинения называет романами. А вы ему запретите, попробуйте.
Далее, «Балкания» — это не слабый памфлет, а очень даже хороший. Ну, чересчур прямолинейный, но – дело вкуса. Ермак дает нам концентрат того идеального общества, которое пытались строить в глобальном масштабе, и дает в наглядном виде – тут с ним происходит, правда, смешная история. Автор концентрируется на темах секса (как будто разложение обществ учиняют только по вот этой линии). И не забудем, что это все-таки как бы роман, то есть художественное описание… и Ермак так хорошо описывает все мыслимые извращения на улице Новой Демократии, что приходится ставить на обложку «18+».
А жаль. Я писал в первой рецензии, что здесь вообще-то если не детская, то подростковая книга? Подтверждаю. Немножко лобовая, кого-то из вечно ироничных подростков отпугнет. Но в целом – вот такая, немножко сказочная. И остается надеяться, что умные дети как раз на эти «18+» кидаются в первую очередь.
Кстати, меня всегда нездоровым образом интересовало – а что конкретно творилось в Содоме и Гоморре, и как бы найти об этом хороший современный роман с подробностями. Ну, сбылось.
Теперь – дальше. В первой рецензии я писал, что в книге страницами цитируется Священное Писание (раз уж подонки пишут его новую и фальшивую версию). Сейчас можно четко сказать: «Балкания» — и религиозный трактат тоже. Цитирование это ближе к концу становится больше и сильнее. А финальные сцены – это еще и религиозная мистерия (то есть спектакль, где актеры играют роли ангелов и прочее). Мистерии – когда-то очень популярные по всей западной цивилизации штуки, примеры перечислять долго.
А что такого? Вы думаете, никто не читает у нас богословские книги и прочие трактаты? А они есть, их печатают разные православные издательства. Просто в столичных сильно интеллектуальных кругах об этом говорить не принято (кто-то брезгливо поджимает губы). Но это пишут, читают, и это интересно. Да, и американские боевики на тему сегодняшней, в городских условиях, борьбы лично с Мефистофелем (духом сомнения) мне тоже приходилось читать. И не будем начинать разговор о том, сколько такой литературы в США с их сражающимся против тех же подонков протестантизмом. Или в Индии, где идет индуистское возрождение.
В общем, не хотите читать такую книгу – не надо, и вас я честно предупреждаю. Но религиозная философия – это интересно. Хотя пути, по которым она идет к сердцам, бывают разные. Для меня это началось с оперы – да, той самой, Ллойд-Вебера, «Иисус Христос суперзвезда», как раз пришлась на мои студенческие годы. Для кого-то все начиналось с Булгакова. Ну, и других вариантов есть сколько угодно.
А теперь о совсем личном. Понятно, что ближе к концу «Балкании» у меня роились мысли – а как бы я писал примерно такую книгу. Это тоже такая как бы критика, если хотите знать.
Более того: кто знает, но все эти мысли на данный момент меня ведут куда-то к новой книге (да, моей), тоже с элементами политической фантастики. Например, о том, как будет выглядеть мир, когда нынешнее безобразие закончится. Что будет с беднягами европейцами, развалится ли Америка, как будут себя вести мириады китайцев и особенно индийцев.
Что нужно для такой, по сути фантастической книги (а «Балкания», поскольку речь в ней идет о вымышленной стране – это ведь еще и фантастика)? Нужна особая, слегка изолированная территория, вот как Балкания. Много разных людей, туда сбегающихся по разным причинам. Люди такие печалятся о прошлом, но и создают будущее.
Но я бы не смог начать писать такую книгу, пока у меня в голове не создалась бы женщина (да, писатель – это всегда бог, он создает людей). Яркая, сложная, эффектная. Нет тела – нет дела, нет женщины – нет романа, хотя памфлетом и философским трактатом такая книга все равно может быть.
Почему это так – черт его знает, вопрос как раз философский, лезет куда-то в самую суть человеческого. И не забудем происхождение слова «роман» — от «романса», то есть это книга о любви, Зиновьеву и прочим вопреки.
Так, сейчас буду немножко зверствовать по поводу Ермака – а немножко и радоваться. Любовь там есть. Женщина-мечта тоже. И она даже, к концу книги, появляется живой на страницах.
Так вот, пока она была в воспоминаниях – все было великолепно (помните рыжую бабочку, перелетающую с одного обнаженного плеча на другое?). Когда автор притягивает ее к философскому диспуту, заставляя произносить длинные абзацы (люди так очень редко говорят) – это огорчает: мистика любви вянет, не надо было такого с женщиной делать. Но Ермак, напомним, очень даже профессиональный автор. И предпринимает абсолютно простую, но действенную штуку. Берет… ну, не помощь клуба, но в виде ангела-хранителя любви Петрарку, да еще и в прекрасном переводе. И это очень хорошо. Вот так:
Но стынет кровь, как только вы уйдете,
Когда, покинут вашими лучами,
Улыбки роковой не вижу я.
И, грудь открыв любовными ключами,
Душа освобождается от плоти,
Чтоб следовать за вами, жизнь моя.