Поездка на край земли. Шпицберген

Записки афисионадо

     В начале лета Сигарный портал сообщал о том, что формируется группа для полета на Шпицберген. Группа не получилась – кризис, непривычно холодное лето сделали северный проект не столь привлекательным, как казалось поначалу. Однако Сергей Борисов все же полетел. Его заметки мы и публикуем.

     В начале лета Сигарный портал сообщал о том, что формируется группа для полета на Шпицберген. Группа не получилась – кризис, непривычно холодное лето сделали северный проект не столь привлекательным, как казалось поначалу. Однако Сергей Борисов все же полетел. Его заметки мы и публикуем.

     Осло и Шпицберген — места не из тех, о посещении которых жалеешь.

     Сначала об Осло. Город и не маленький и не большой, практически весь низкоэтажный, старых архитектурных памятников мало, людей мало, музеев много, но сами они непривычно маленькие. Пробок не видел, велосипедистов хватает, но опять же меньше, чем в других велосипедных городах (думаю, просто из-за того, что сам город невелик по населению – 550 тыс.).

     Поражающий воображение культ еды на свежем воздухе – количество уличных столиков в центре здесь невероятное для северного города (это широта Питера) — и все они вечером заняты! Плюс культ классической музыки и джаза – все это опять же часто исполняется на улице. Где вы видели в Москве в программе ресторана «Ночь оперы»?

     На метро за 15 минут можно доехать до леса. Пять минут пешком – и ты у большого прелестного озера. Дальше дорога поднимается в гору, там еще озера, и конца лесному массиву не видно.

     Разумеется, есть морские пляжи на берегу Осло-фьорда, ближайшие из них на полуострове музеев, это тоже совсем близко.

     О Шпицбергене. Подлетая к закутанному в плотную пелену облаков Шпицбергену, видишь торчащие из облаков верхушки острых темных скал – по одной или целой грядой – и сердце в первый раз пронзает дрожь. Чуть позже самолет садится в аэропорту Лонгира, и наш самолет тут единственный, редкая птица. Багаж выезжает и крутится вокруг чучела белого медведя. Уже полночь, но солнце и не думает заходить. Селимся в гостиницу, задергиваем шторы.

     Что можно сказать о местной природе? Невысокие, метров 600-800 горы изрезаны заливами, подкрашены белыми пятнами снега. Во множестве мест видны огромные текущие к морю ледники, похожие на застывшие реки. Здесь образуются айсберги.

     Неожиданное обилие растительности раскрашивает прибрежную зону в почти тропические цвета. Множество грибов, все съедобные. Местные рыбаки ловят треску на удочку прямо с пристани.

     Шпицберген — это архипелаг из множества островов, расположенный на 700 км севернее самой северной точки Скандинавии. Благодаря остаткам теплого течения Гольфстрим, добирающимся сюда, климат мягкий и пригодный для жизни. Летом около 6 градусов, зимой минус 15. Деревянные дома, следы древних ящеров, археологические находки сохраняются на удивление долго.

     Здесь два относительно больших поселка и несколько совсем маленьких. В норвежском Лонгире (Longyearbyen) 2000 жителей, в российском Баренцбурге 450. Архипелаг является безвизовой зоной, и если б сюда регулярно летал прямой самолет из России, то такое путешествие было бы не сложнее поездки в Мурманск. Но регулярные самолеты летают только из Осло и Тромсе, так что норвежская транзитная виза нужна.

 

     Сергей Борисов
     фотогалереи «Осло«, «Шпицберген«, «Баренцбург«, «Лонгир» автора

Оцените статью