Сигара никогда не бывает просто сигарой

Ремарки
Всем известна фраза З. Фрейда «Иногда сигара – это просто сигара», как будто бы сказанная им в полемике с коллегой в тот момент, когда последний эмоционально выкрикнул: «Но какой же символический смысл имеет ваша сигара?»

З. Фрейд действительно любил сигары, курил их много – говорят, более двадцати сигар в день. Но даже начинающий афисионадо понимает, что двадцать сигар выкурить за день невозможно. Особенно ежедневно.

Сигары для Фрейда были и способом сосредоточиться на работе, и источником удовольствия. В подтверждение первого, можно привести цитату самого Фрейда: «Сигара служила мне пятьдесят лет как щит в неблагоприятных ситуациях и как оружие для достижения разного рода целей в моей жизни. Именно сигарам я обязан значительным расширением рамок моей работоспособности и сохранению самообладания на протяжении всех этих пятидесяти лет».

Что касается удовольствия, то здесь приходит на память история, когда его племянник Гарри высказался против курения. На что Фрейд ответил: «Мой мальчик, курение – это одно из величайших и при этом самых дешевых удовольствий в жизни. И если ты заранее решил отказаться от курения, мне тебя искренне жаль».

В этих двух фрейдовских высказываниях раскрывается психоаналитическая суть курения, которую я сейчас немного приоткрою.

Любой афисионадо согласится со мной в том, что курение сигар (как и курение сигарет) – это пристрастие, другими словами, зависимость. Тут курильщики могут поделиться на группы, для которых в курении что-то выйдет на передний план. Одни отметят вкус и аромат сигары. Другие сам процесс, когда берешь сигару в рот и пускаешь дым. Третьи скажут, что для них важнее всего коллектив, с которым курение объединяет. Некоторые афисионадо обратят внимание на удовольствие от коллекционирования, обладания определенными релизами сигар. Но этих мы оставим в покое. У них в дополнение к предыдущим группам присутствует инстинкт собирательства и нарциссическое расширение, объективированное в сигарах.

Так вот. Курение сигары, как и любая зависимость, имеет психопатогенную природу, в основании которой лежит неосознаваемая тревога. Вот эту скрытую внутреннюю тревогу человеческая психика стремится чем-то компенсировать. И лучшим вариантом компенсации является ритуал. В нашем случае – курение.

Ритуал – древнейшая компенсаторная форма психической активности. Так мы знаем, что ритуалы существуют в религии. Поэтому религия имеет краткосрочный психотерапевтический эффект. Не важно, какая это религия – шаманизм или христианство. Все они используют ритуальные формы для достижения катарсиса, в результате которого тревога как бы рассеивается. Но проходит какое-то время, тревога нарастает и вновь появляется потребность в повторении ритуала.

Психоаналитически любой ритуал рассматривается как форма мастурбации. Каждый может вспомнить себя маленького или своих детей, когда они грызли ногти, ковыряли в носу, теребили волосы или писюган. Все это формы мастурбации, т.к. мастурбация – монотонные, однообразные действия, вызванные повышением тревоги. А вспомните однообразные движения или циклы движений в ритуальных плясках, нанесение знамения с поклоном и т.п. Да что там говорить, даже хоровод и перетягивание каната – все есть мастурбационная форма активности, предназначенная только для одного – компенсация скрытой тревоги.

Весь социокультурный дискурс наполнен предложениями по ритуализации непереносимой тревоги. И мы выбираем. Кто-то борется с ветряными мельницами, кто-то строгает рубанком, а кто-то берется за сигару. И в этот момент сигара становится неизменным спутником и верным другом, который помогает стабилизироваться и получать удовольствие. О чем и говорил нам с вами многоуважаемый отец психоанализа.

Сигара помогает сконцентрироваться, т.к. ритуализирует скрытую тревогу и снижает ее интенсивность. В результате повышается самообладание и уравновешенность, даже если мы курим в одиночку. Ну а если в составе коллектива – так тут вообще групповая психотерапевтическая динамика наблюдается. Когда мы берем сигару в рот и втягиваем дым – получаем удовольствие от осязания продуктов горения табачного листа. Такое блаженство доступно только тем избранным, у которых эрогенная неэротизированная активность сосредоточена на слизистой полости рта. И еще один важный символический аспект курения – восстановление фалличности. Без нее никуда. Вместо того, чтобы доказывать свою маскулинность в деструктивном социальном поведении, курильщики меряются фалличностью в непринужденной, комфортной обстановке всеобщей гармонии.

Курение, на мой взгляд – один из лучших и полезных психотерапевтических ритуалов. Кто-то скажет, дескать, никотин, гарь и т.п. А я скажу следующее. Человеческий организм – это саморегулирующаяся, самоочищающаяся система. В основе нее лежит психическая активность. И если человек жизнерадостен, счастлив, а такое состояние непременно вызывают сигары, то и хворь всяческая ему нипочем. Вспомните того же Фрейда, прожившего 83 года и написавшего 26 томов психоанализа, несмотря на тяжелую болезнь, вызванную употреблением кокаина.

Поэтому, друзья мои, сигара никогда не бывает просто сигарой.

Александр Савченков,
Московский сигарный клуб

Оцените статью