Наша Баба-яга

Ремарки
Георгий Милляр, народный артист РСФСР (1988), прожил без малого 90 лет (1903 - 1993). Детям Советского Союза он запомнился по ролям Кащея Бессмертного и Бабы- яги. Сам актер говорил: «Я работаю в сказке».

Родился Георгий в семье Франца де Мильё, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Мальчик вырос в роскоши, жил в Москве и Геленджике, говорил на трех языках.

В 1927 году окончил Школу юниоров при Московском театре Революции, играл на сцене этого театра до 1938 года. Начал сниматься в 1929 году: в немом кино, а затем и в звуковом. В театре он был известен как характерный актер, но работать хотел только в кинематографе. Первые роли стали эпизодическими: различные чиновники, солдаты, горожане.

С 1938 года Милляр активно играет: «По щучьему велению» (царь Горох), «Золотой ключик» (клоун), «Звездный мальчик» (придворный), «Сампо» (чародей), «Марья-искусница» (Квак), «Волшебная лампа Аладдина» (Наимудрейший), «Калиф аист» (Селим), «Варвара-краса, длинная коса» (Чудо-юдо), «Финист Ясный Сокол» (оборотень) и другие.

В некоторых фильмах он был занят сразу в нескольких ролях: «Василиса Прекрасная» (Баба-яга, старик-отец, слепой гусляр), «Конек-Горбунок» (спальник, сказитель и разбойник), «Кащей бессмертный» (Кащей и старичок), «Новые похождения кота в сапогах» (шут и ведьма), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (черт и сплетница), «Королевство кривых зеркал» (наиглавнейший, извозчик, вдовствующая королева), «Морозко» (Баба-яга и разбойник), «Огонь, вода и медные трубы» (Кащей, Баба-яга, пожарный и гость), «Золотые рога» (Баба-яга и дед Маркел).

По словам Милляра, к лицедейству его тянуло с детства. В семь лет он химическим карандашом разрисовал себе лицо — Мефистофель. Родные лишь рассмеялись: слишком комичным получился образ. Когда в Москве начались предреволюционные волнения, мальчика отправили в Геленджик к дедушке (отец умер, когда сыну было три года).

В Геленжике Георгий устроился бутафором в театр, и когда однажды потребовалось заменить актера – не побоялся выйти на сцену, спас спектакль. Так состоялся его дебют. Тогда же он сменил фамилию на Милляр.

Актер серьезно готовился к своим ролям. Вспомним, как виртуозно он обращается с метлой в образе Бабы-яги – это дали долгие тренировки. Он всегда тщательно выстраивал свой образ – от грима до одежды и походки.

При подготовке к роли Квака лежал на диване и записывал что-то в тетрадь. Оказывается, придумывал, как ввести квакание в речь своего персонажа. Вышло: «Люблю тебя, квак-квак-квак родную маму!»

Поначалу режиссер Александр Роу рассматривал на роль Бабы-яги актрис-женщин. Но Милляр убедил, что эту роль должен играть мужчина. Это произошло в 1939 году на сьемках «Василисы Прекрасной». Георгий Францевич воплотил этот образ одновременно зловещим и комичным. Когда проходили встречи с героями фильмов, дети не на шутку пугались.

Также Милляр озвучивал мультфильмы, дублировал иностранные картины. Его часто сравнивали с Луи де Фюнесом. Несмотря на внушительный список ролей и огромный талант, звание народного артиста получил только в 85 лет.

А в 65 лет женился на соседке, которой было 60 лет. Та сомневалась, и тогда актер сказал: «Я не мужчина. Я – Баба-яга». Очень нежно ухаживал за супругой, брал с собой на съемки.

После смерти артиста семья передала его архив в Музей кино. Среди вещей был найден пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до смерти:

«А, наверное, было бы здорово,

Под финал, под конец пути,

Напоследок сыграть Суворова,

И тогда уж спокойно уйти».

Марина Кравченко

Оцените статью