Нужна другая концепция

Ремарки
О катастрофических последствиях реформы здравоохранения, проводимой министерством, сказано уже не мало. Уволены тысячи врачей, закрыты сотни лечебных учреждений, пациенты в отдаленных поселениях вообще оставлены без всякой медицинской помощи

О катастрофических последствиях реформы здравоохранения, проводимой министерством, сказано уже не мало. Уволены тысячи врачей, закрыты сотни лечебных учреждений, пациенты в отдаленных поселениях вообще оставлены без всякой медицинской помощи. Там, где остались больницы и врачи, на прием к ним попасть может лишь очень здоровый пациент, преодолев многочасовые ожидания (стоя в коридоре, как правило), растолкав локтями более слабых в регистратуре и разобравшись в немыслимой бюрократии учреждения. Большинству же пациентов здоровья на лечение не хватает. Взять хотя бы компьютерную томографию. Запись за два месяца, и в случае онкологии это часто критический срок. Именно томография подтверждает или опровергает подозрение онколога поликлиники, но происходит это тогда, когда самый верный способ лечения рака, хирургия, уже не применим. Сколько бы с высоких научных трибун не твердили, что в борьбе с онкологией ранняя диагностика принципиальна для спасения пациента, в высоких министерских кабинетах приоритеты иные. Статистика смертности уже по итогам 2014 года отразила первые итоги реформ российского Минздрава – резкий всплеск после плавного снижения в предшествующие годы. Причина очевидна всем – неоказание своевременной помощи, ставшей невозможной в результате реформы, а министр что-то говорит президенту про новый штамм вируса гриппа…

  Это все к чему? К тому, что министерству здравоохранения и социального развития РФ есть чем заниматься в рамках своих прямых обязанностей и компетенций. Вместо этого, как сообщают сейчас многие СМИ, ведомство готовит новую концепцию по борьбе с курением, теперь на 2016-2021 гг. И те утечки о новых задачах в этом направлении, что стали известны, недвусмысленно подтверждают всеобщее опасение: Минздрав опять лезет в экономику, а не занимается своим делом. Среди идей антитабачной концепции повышение налогов на табак, новые запреты на торговлю, ограничения на целые товарные категории от кальянов до бездымных табачных изделий. Это все экономические вопросы, имеющие лишь отдаленное отношение к здоровью. Оставим разбор конкретных идей регулирования Минздравом экономики России до публикации проекта концепции, но стоит напомнить, что порядка 30 тысяч субъектов малого бизнеса уже пошли ко дну благодаря предыдущим экономическим упражнениям министерства (это киоски, которым запретили торговать табаком, и общепит, лишившийся курящих посетителей). Можно ли энергию Минздрава направить в более мирное русло?

  В Минздраве любят ссылаться на зарубежный опыт, причем видят они там только отдельные аспекты, очень избирательно, и в основном в Австралии почему-то. А стоит присмотреться к соседям, например, к Финляндии. Это единственная страна в мире, которая прямо и недвусмысленно объявила о своей цели полностью одолеть курение, не завтра, конечно, а к середине века, но тоже весьма амбициозная задача. Этот факт здесь важно упомянуть, чтобы убедить сомневающихся: Финляндия – сильный пример для подражания именно в борьбе за здоровье своего населения, а не в борьбе с экономикой своей страны. Так вот, концептуальный подход финнов уже давно включает четыре аспекта решения задачи улучшения здоровья: борьба с курением, алкоголизмом, ожирением и развитие массового спорта и физкультуры. Каждое новое решение правительства этой страны в отношении здоровья всегда предусматривает комплекс мер, затрагивающих все эти четыре аспекта. Минздрав Финляндии не видит другого решения проблемы. Такой же подход следовало бы взять на вооружение и их российским коллегам. А пока у нас Минздрав прессингует курильщиков и табачный бизнес (заодно расчищая торговлю для сетей супермаркетов, а общепит – для сетевых ресторанов), Росалкоголь регулирует пьянство, а спортом ведает отдельное министерство. Проблемой излишнего веса, весьма в России актуальной, вообще никто всерьез не занимается.

  Интересная картина с алкогольным регулированием. Жесткие поначалу меры сегодня плавно отыгрываются назад: уже разрешена реклама, снижена минимальная цена водки, обсуждается разрешение интернет-торговли алкоголем и торговли вином в медицинских учреждениях. Выглядит все так, будто кто-то наверху сделал выбор в пользу алкоголизации населения вместо социально-невинного курения (покурив, человек скорее успокоится, а не в драку полезет, как напившийся). Но в реальности в России никто никакого выбора не делал, наверху никому всерьез дела нет до всей этой ерунды. Нет единого органа, способного увязать целевые проценты снижения курящих с процентами пьющих и числом построенных бассейнов, нормы сахара и жиров в продуктах с динамикой акцизных сборов. Нет даже человека, способного увидеть картину здравоохранения целиком и наметить путь его развития. Минздрав, к сожалению, тоже этим вопросом как единым комплексом явно не озабочен. Там приютили в неком «координационном совете» несколько иностранных агентов и отдали концептуальное мышление на аутсорсинг (да и только по антитабачным мерам). Агенты денег у министра не просят, они прекрасно финансируются из США, но и проблемы здоровья россиян от них далеки. А вот «разрывом российской экономики в клочья» кое-кто из их спонсоров грезит давно.

   Максим Королев,

   Медиа-группа «Русский табак»


Оцените статью