Кумир с сигарой

Ремарки

     В 70-80-е годы, когда сквозь плотный строй цензурируемой советской эстрады начали пробиваться первые зарубежные мелодии, мы, тогда молодые ребята, отдавали предпочтение разным западным артистам, ансамблям и группам. У всех были, естественно, разные предпочтения. Это время нам запомнилось дискотеками, на которые мы готовы были ходить хоть каждый день.

           «…Кроме того, он был настоящим гурманом,
           обожал хорошие сигары и хорошее вино…»

     В 70-80-е годы, когда сквозь плотный строй цензурируемой советской эстрады начали пробиваться первые зарубежные мелодии, мы, тогда молодые ребята, отдавали предпочтение разным западным артистам, ансамблям и группам. У всех были, естественно, разные предпочтения. Это время нам запомнилось дискотеками, на которые мы готовы были ходить хоть каждый день.

     Но вдруг сквозь рок, битлов, диско зазвучали песни французской эстрады. Мы услышали Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарля Азнавура. Мы подпевали Пиаф, девушки (полстраны!) делали прически аля-Мирей, пластинки с азнавуровской песней «Падает снег» были практически в каждом доме.

     А после знаменитого телевизионного выступления артистов французской эстрады голос еще одного певца зазвучал по всему Советскому Союзу. И по сей день его популярность не проходит. Его партнерами на том концерте были Жильбер Беко, Саша Дистель, Далида. Он стал безумно популярен. Его пластинки выпускали миллионными тиражами, но их не хватало на всех желающих. Песни записывали на магнитофоны с телевизора, а заветные кассеты везли из-за границы. Это был Джо Дассен!

     Задушевные мелодии песен Джо Дассена, его проникновенный баритон и доверительная манера исполнения покорили советского слушателя! В 1979 году на открытие гостиницы «Космос», построенной совместно с французами, были приглашены самые популярные в Советском Союзе исполнители – Алла Пугачева и Джо Дассен. Певец провел в Москве три дня. На его выступление, конечно, не смог попасть ни один рядовой поклонник. Госконцерт предложил певцу большое турне по Советскому Союзу, и Дассен охотно согласился. Подготовка его гастролей шла полным ходом. Вот только состояться им было не суждено…

     Его песни – о нас с вами: о любви, верности, встречах и расставаниях. Даже без перевода это понятно огромному количеству слушателей нашей страны. Джо Дассен был и остается классиком любовной лирики. И как не странно, это человек, знавший французский язык гораздо хуже английского, во всем мире причисляется к культурному наследию Франции — наряду с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром и Жоржем Бассенсом.

     Француз американского происхождения, он оказался в обойме советского телевидения не за личную политкорректность и безобидность репертуара, а потому что выдающийся лирический талант преодолел все барьеры и предрассудки. Благодаря своей феноменальной человечности и благородству Дассен растопил лёд недоверия и влюбил в себя бдительных цензоров и недоверчивых чиновников. Он был большим другом нашей страны и охотно приезжал в Советский Союз на гастроли.

     Его элегантность, аристократичность манер и блистательное сценическое поведение превращали любое его появление в праздник. Он был очень артистичным человеком и очень человечным артистом. Он приподнимал аудиторию, а не спускался до ее уровня. Дассен был по-мужски красив, но невозможно представить его в вульгарных шоу — с обнажённым торсом, в перьях и латексе, страстно шепчущего в микрофон «жё тэм» на фоне полуголых девиц.

     Но я хотел бы остановиться не на творчестве этого великого певца, об этом много уже написано и сказано. Я хочу обратить внимание, во-первых, на то, что Джо Дассен имел к России отношение самое прямое. Его дед — одесский еврей. А одна из прабабок по фамилии Бланк родилась в Шуе (ныне — райцентр Ивановской области). Затем она переехала в Кострому. Сведения о том, что предки Джо Дассена обретались до революции в наших краях, обнаружил в костромском госрхиве А.А. Григоров. А из Костромы, видимо, они уже отбыли в Одессу. По крайней мере, родители отца Джо Дассена — Жюля Дассена, в свое время известного кинорежиссера, родом из Одессы. Сам Джо Дассен вначале учился на врача, но потом выбрал гуманитарные дисциплины (лингвистика и этнология), выучил несколько языков, включая русский, защитил диссертацию и попробовал себя в литературе. Но вскоре оставил эти занятия. Популярность ему принесла французская песня, точнее, шансон. Его учителем стал гениальный французский шансонье Жорж Брассенс.

     И второе, Джозеф Айра Дассен (тогда Да́ссин), родившись в Нью-Йорке и проведя часть своей жизни в Америке, приобщился к сигарам. Карлась, друживший более 15 лет Д. Дассеном, в одном из интервью сказал «Он был обаятельным, прекрасно воспитанным, на редкость умным, потрясающим парнем… Он бегло говорил на нескольких языках. …Кроме того, он был настоящим гурманом, обожал хорошие сигары и хорошее вино…» И любовь к сигарам видимо была столь велика, что на ряде альбомов с его песнями он изображен с сигарой. Об этой паре — певец и сигара — хотелось бы сказать словами одной из песен самого Дассена: «…Мы так удачно на одной Земле рождены…». В память его привязанности к сигарам в 2005 году выпущена коллекция дисков, упаковкой для которых стал стилизованный хьюмидор.

     Так в чем же обаяние Джо Дассена? Гением он не был, пел не на английском языке, сильным голосом не обладал… Несмотря на непростую личную жизнь, Дассен никогда не спекулировал на этой теме, не выпускал нескромных книжек, не давал откровенных интервью, не участвовал в скандальных шоу. Его сценический образ отличает благородство и чистота. Его белый костюм – это символ, знак, а не униформа. Дело, видимо, в особой искренности и душевности, в неповторимом обаянии его голоса и тембра, идущих от классики французского шансона. Ему удалось передать щемящую грусть любви, приостановленное увядание и тепло бабьего лета… Мелодии лучших его песен по-особому грустны… А потому незабываемы.

     Судьба Джо Дассена трагична и типична для поп-идола тех лет — алкоголь, марихуана, инфаркты и, как следствие, ранняя смерть. Так что и Высоцкий, и Дассен ушли из жизни в 42, так же как Гоголь, Мусоргский, Хармс, Пресли, Юрий Богатырев, Евгений Мартынов, Аполлон Григорьев, Ван Дейк, Эндре Ади…

     Почему я вспомнил о Джо Дассене? Ресторан «Губернаторский» вместе с бутиком «Табачная любовь» провели сигарный вечер, посвященный Джо Дассену. Под чарующие его песни мы вернулись в нашу юность. Прошедшие с той поры годы не убавили любви в сердцах тех, кому были дороги его песни. Он не стал для нас полузабытым шансонье, эстрадным певцом из далекой, чужой страны. Ведь его песни это частичка нашей жизни, и мы тоже отдали его песням что-то свое, очень важное. В них теперь словно растворена наша память о друзьях и любимых, о днях, когда мы жили с верой в любовь и счастье. Большое спасибо за этот замечательный вечер Екатерине Понамаревой, Владимиру Сушко и Станиславу Королеву, исполнившему песни великого певца.

 

 

     Анатолий Рычков

Оцените статью