Железнодорожные жетоны

Записки афисионадо

В мою коллекцию попали железнодорожные жетоны. И вопросов — появилась масса.

Первый и главный — куда они крепились и какую функцию несли? Разглядывая сами раритеты, делаем для себя выводы.

Вероятно, жетоны крепились на упаковку с готовой продукцией (папиросы, табак). Принципиально подобные жетоны могли быть выпущены и при перевозке сигар. На петербургских фабриках — мы знаем — сигары крутили и до, и после революции…

Тот факт, что на жетонах указаны различные фабрики, позволяет сделать вывод о некой практике, а не единичном случае. Производители Богданов и Ко, Братья Петровы, Шапшал входили в число крупнейших в Петербурге и России.

Табачное сырье перевозили по железной дороге в кипах. Они имели тряпичные «таблички» с описанием — куда-кому-откуда. В коллекции также есть 3-5 подобных.

Любопытно было бы знать о дальнейшей судьбе многих сотен и тысяч подобных жетонов… Выдавались ли они вместе с грузом или срезались по прибытии на конечную станцию?

Бывали ли они только на Николаевской железной дороге, которая и по ныне соединяет два крупнейших города? Или на южных железных дорогах была похожая практика? И наконец, подобных жетонов с другими грузами мне не встречалось… Что опять же говорит о внимании всех слоев общества к табачной продукции. И на стадии перевозке в том числе!

Михаил А. Борец,

специально для Сигаринфо

Оцените статью