Солист

Записки афисионадо

«Солист». (“Soloist”). США, Франция, Великобритания, 2009, 117 мин. Режиссёр Джо Райт, авторы сценария Сюзанна Грант, Стив Лопес, по книге Стива Лопеса, оператор Симус МакГарви, композитор Дарио Марианелли. В ролях: Джейми Фокс, Роберт Дауни младший, Кэтрин Кинер, Том Холландер, Лиза Гэй Хэмильтон, Нелсан Эллис, Рэйчел Харрис, Стивен Рут, Лоррейн Туссен, Джастин Мартин.

В современном мире столько взаимонепонимания, что, когда кому-нибудь удаётся пробиться сквозь стену глухого безразличия, это кажется настоящим чудом.
Грустная судьба талантливого виолончелиста, чья карьера прервалась из-за болезни, — повод поразмышлять о том, как сложно бывает помочь тому, кто остро нуждается в участии. Не адекватный, душевнобольной Натаниэль напоминает беспомощного, но капризного ребёнка, не желающего подчиняться свалившемуся на его голову благодетелю.
Модный журналист Стив Лопес, для которого бездомный музыкант поначалу служит выигрышным сюжетом, постепенно проникается сочувствием к своему персонажу. Да и у самого Стива проблемы — развалившийся брак, препирательства с бывшей женой. Стив никак не может понять, почему его благие намерения не приводят к желаемому результату. Почему, например, этот музыкант не следует умным советам, а старается музыкой облагородить какофонию бесчеловечного города. Подобно набоковскому Лужину, Натаниэль теряет контакт с внешним миром. Неожиданный благодетель воспринимается им как стихийное и необъяснимое явление — вольный полёт птиц над автостоянкой или детским воспоминанием о пылающем автомобиле, проехавшем за окном. Стив обладает в его глазах не большей, но и не меньшей реальностью, нежели его давний и верный друг Людвиг ван Бетховен, у подножия памятнику которому он устраивает свой концертный зал. Натаниэль ни за что не хочет подчиняться требованиям своего покровителя: ночевать в приюте, лечиться у психиатра, принимать лекарства.
Стив в конце концов осознаёт, что его подопечному требуется не суровый и непререкаемый Бог, а внимательный и терпеливый друг. Удачливый журналист находит в себе силы не перекраивать судьбу другого по мерке собственных представлений, а просто оказаться рядом, когда в нём нуждаются. Металлический блеск в глазах Стива, отлично знающего, как жить, сменяется сначала искренним замешательством перед упорством Натаниэля, а потом и восхищением перед стойкостью этой хрупкой души. Благодаря тактичной настойчивости Стиву удаётся вытянуть Натаниэля из его одиночества. Этот уникальный духовный опыт помогает и ему самому разглядеть любящих его людей.
Пожалуй, сюжет не отличается оригинальностью, но если бы мы умели быть внимательны друг к другу, не нужно было бы об этом так часто напоминать.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью