Штурм американского посольства

Записки афисионадо

Алексей Апальков, ведущий рубрики «Вы в каком полку служили?»: Дорогие читатели, всем новогодний привет и поздравления с праздниками!

В новом году и рубрику хочется начать новогодней историей. Но так как я — автор рубрики армейской, то выжимающих слезу святочных рассказов не будет. А будет сказ о военном строителе, штурмовавшем американское посольство (или «Новогодняя история, о которой давно забыли»).

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов, кандидат политических наук: 10 января 2000 года, при заступлении дежурным по войсковой части 33888, мне было доложено о том, что со строительного объекта, расположенного в подмосковном Подольске, не прибыли двое военных строителей 10 роты — два Евгения — Тайлаков и Иванов. Уже во время начала несения службы в суточном наряде, примерно в 19.00, начальник штаба 271-го военно-строительного полка сообщил мне еще более «интересную» информацию: один из самовольно отлучившихся военных строителей находится в госпитале с пулевым ранением.

«Вроде бы милиция в него стреляла», — пояснил начальник штаба майор Ганыш.

«Интересное кино получается», — подумал я, не подозревая, что настоящее «кино» ждет меня впереди. В это время ко мне подошел дежурный по штабу сержант срочной службы и сообщил, что звонят из ФСБ России, просят подойти к телефону дежурного офицера. Мне слегка «резанул» ухо термин «дежурный офицер», так как я был уверен, что в уважаемой спецслужбе знают, что в воинских частях есть дежурные по части, а не дежурные офицеры. Взяв трубку, представился, и услышал вопрос: «У Вас все нормально?».

«Нет, — ответил я. — Двое военных строителей не прибыли с производственного объекта. Один из них находится с пулевым ранением в госпитале, а второй пока не найден».

«А как фамилия того, кто лежит в госпитале?», — поинтересовался мой собеседник.

«Евгений Тайлаков», — ответил я.

«Спасибо», — ответили мне на другом конце провода и повесили трубку.

И тут я осознал, что допустил несколько серьезных служебных ошибок. Во-первых, не поинтересовался, с кем я разговариваю. Во-вторых, не спросил номер телефона собеседника. В-третьих, я не имел права давать информацию неизвестному мне лицу, пусть даже и представившемуся сотрудником ФСБ России. А в-четвертых, в госпитале лежит Иванов, а не Тайлаков. Но надо было нести службу дальше. Следом поступила еще одна новость, просто огорошившая меня. Оказывается, Иванов пытался залезть в американское посольство, именно в это время и получил ранение от выстрела милиционера. А дальше … дальше и началось то самое «кино».

По телеканалам изначально ничего конкретного о ситуации, произошедшей в американском посольстве, не сообщалось. Только показывали журналистов, пытавшихся получить какую-нибудь информацию от милиционеров. Но все это было до выпуска вечерних новостей (если не ошибаюсь, они тогда выходили в 22.00) телеканала НТВ, в которых Михаил Осокин сообщил, что военнослужащий одной из частей внутренних войск (!?) Евгений Тайлаков проник в американское посольство, во время чего был ранен.

«Ах, вот, кто меня «развел»! Сотрудники НТВ! Но почему сообщили, что солдат внутренних войск? Наша часть дислоцировалась в Аннино, рядом с городком, где были размещены части внутренних войск. Уже ночью командующий этими самыми внутренними войсками выступил с опровержением информации, что Евгений Тайлаков — не его подчиненный. Так и было до утра в эфире (а мониторинг новостей я вел с помощью переносного радиоприемника). Кто-то из работников СМИ у кого-то из представителей органов военного управления пытался выяснить информацию, потом поступали новые искаженные сведения, затем и их опровергали.

Через три дня оба «самовольщика» Евгения уже были в части — Тайлаков в роте, Иванов в лазарете. Как офицер воспитательного отдела, я зашел в лазарет для получения информации от «первого лица». Вот что стало мне известно.

10 января 2000 года военные строители 10 роты Тайлаков и Иванов, будучи недовольны, что они не были отпущены в отпуск на новогодние праздники, ушли в самовольную отлучку в Москву, где употребили спиртные напитки. Обращаю внимание, что оба были в зимней форме военных строителей: «всошке», фуфайке, сапогах и солдатской шапке (с кокардой). Тайлаков пошел в центре Москвы звонить из телефона-автомата какой-то своей знакомой девушке. А Иванов, заскучав, отправился дальше гулять по Москве, конечно, в нетрезвом виде.

«Тут я увидел большой забор, залез на него и обнаружил богатый дворик, — рассказывал мне дальше Евгений Иванов. — Там было много шикарных машин, решил одну из них угнать. Спрыгнув с забора во двор, сел в понравившееся авто, завел и поехал. Но, будучи в нетрезвом виде, ударил одну машину, стоявшую рядом, затем другую, потом третью и т.д., пока не подъехал к шлагбауму».

Стоит отметить, что Евгений Иванов ничего собой не представлял: был он такого роста, с которым солдаты заполняют последнюю шеренгу в строю, физически развит ниже среднего. Подъехав к шлагбауму, он стал сигналить, требуя, чтобы ему открыли. Сидевший в полусонном состоянии морской пехотинец США, проснулся и увидел, что в машине американского посла сидит некто в шапке с кокардой и фуфайке.

Пехотинец открыл огонь на поражение. Увидев, что угонщик, находясь в автомобиле, упал, морпех двинулся к машине. В это время бравая морская пехота США уже отовсюду сбегалась к месту происшествия. Стрелявший открыл дверь автомобиля, просунул в салон голову и часть тела, чтобы вытащить труп угонщика … и получил удар в глаз сапогом. Остальные пехотинцы поспешили на помощь пострадавшему собрату.

«А что же, — спросил я Евгения Иванова, — в тебя пуля разве не попала?».

«Попала, — ответил он. — Через щеку в зуб, который остановил ее. Затем пулю вместе с зубом выплюнул, а дырка в щеке через три дня затянулась».

Финал этой истории таков:

1. Заместитель министра обороны по строительству и расквартированию войск Александр Давыдович Косован побывал «на ковре» у и.о. президента РФ В.В. Путина.

2. Командир войсковой части 33888 полковник Н.Т. Мороз уволен из Вооруженных Сил, а сама часть (271 ВСП) в сентябре 2000 года была расформирована, правда, уже по другим причинам.

3. Милиционеры, охранявшие внешний контур американского посольства, и их вышестоящие начальники получили различные дисциплинарные взыскания.

4. Сотрудники МИД России еще долго объясняли американской стороне, что никакого нападения на посольство не планировалось. Что солдат, который проник в посольство, служит в части, где не проходят боевую подготовку, а выполняют задачи в сфере народного хозяйства. Это такие солдаты, которым даже оружия не дают. Только вот в ЦРУ не могли долго понять, что это за такие хитрые войска в России, где солдат ничему не обучают, оружия не дают, а они все равно могут проникнуть куда угодно и выжить в условиях, где обычные военнослужащие погибают?!

5. Подразделение морской пехоты США, чтобы «служба медом не казалась», в полном составе было отправлено охранять американское посольство в Чаде.

А что же сам Евгений Иванов? Он был признан пострадавшей стороной — ему была выплачена компенсация за вред здоровью в размере 1000 долларов. Для 2000 года — очень хорошие деньги. Одновременно Иванов был признан военно-врачебной комиссией «дураком» и досрочно уволен из армии.

Оцените статью