Пешки в игре титанов

Записки афисионадо

«Не брать живым» (“Green zone”). США, Франция, Великобритания, Испания, 2010, 114 мин. Режиссёр Пол Гринграсс, авторы сценария Брайан Хелгеленд, Раджив Чандрасекаран, фильм основан на книге военного корреспондента газеты “The Washington Post” Раджива Чандрасекарана «Имперский двор в Изумрудном городе» (2006), оператор Бэрри Экройд, композитор Джон Пауэлл. В ролях: Мэтт Деймон, Грег Киннер, Брендан Глисон, Халид Абдалла, Джейсон Айзекс, Эми Райан, Саид Фарадж, Никойе Бэнкс, Йигал Наор.

Рано или поздно всегда наступает момент, когда тайное становится явным. После предупреждений самых информированных и проницательных, после многозначительных журналистских намёков и говорящих умолчаний, после публицистических расследований приходит черёд кино, и вот тогда шокирующую истину узнают действительно все. К самому массовому из искусств, не меньше чем к CNN, относится не столь уж парадоксальное утверждение, что событие не может считаться по-настоящему свершившимся, пока люди не увидели его на экране. Посмотревшие фильм «Не брать живым» уже не усомнятся в том, на самом ли деле американцы вторглись в Ирак, чтобы уничтожить имеющиеся там, согласно «неопровержимым и проверенным» разведданным, запасы химического оружия. Последовательный псевдо документальный стиль и рваный монтаж создают ощущение реального присутствия на месте событий и тем самым усиливают наше доверие к происходящему. Название, присвоенное фильму в нашем прокате, — «Не брать живым» — нельзя счесть неудачным. Оно достаточно точно выражает основную мысль фильма о том, что вторжение американских войск в Ирак в 2003 году было лишь частным случаем типичной политики, проводимой Соединёнными Штатами в отношении непокорных стран. Эту фразу произносит высокопоставленный военный чиновник об иракском руководителе, наивно пытающемся вступить с американцами в переговоры, чтобы остановить кровопролитие в стране. Шок честного офицера, получившего такой приказ, — это достаточно стандартный, но не перестающий производить впечатление сюжетный ход, позволяющий показать, до какой степени реальная политика единственной оставшейся сверхдержавы не соответствует идеальному образу, который она пытается создать в мнении всего мира и своих собственных граждан в том числе. Особенно, когда этого правильного парня — Роя Миллера — играет Мэтт Деймон, на всю катушку демонстрирующий тут свою мощную позитивную харизму. Конечно, такой герой не может стерпеть, когда в очередной раз оказывается, что именно война любой ценой и под любым, пусть самым фантастическим предлогом и была главной целью американского командования, а он сам вместе со своими товарищами был лишь пешкой, вынужденно принесённой в жертву в политической игре титанов.

По-английски фильм называется «Зелёная зона». Так именуется территория оккупированного Ирака, находящаяся под контролем армии США. Попав туда ради встречи с осведомлённым человеком, который должен помочь им разобраться в хитросплетении событий, боевые офицеры не могут скрыть потрясения и растерянности, увидев этот уголок беспечности и развлечений всего в нескольких километрах от района военных действий. Название становится образом отгороженного от реальности фантомного мира, законы которого подчиняются мифотворцам из Вашингтона, но имеют весьма приблизительное отношение к действительности. Законы эти на редкость действенны. Стоит высокому чину «по секрету» слить нужную дезинформацию модному политическому обозревателю, как та, не удосужившись проверить данные, тут же делает «липу» достоянием общественности, которая, в свою очередь, обеспечивает одобрение захватнической политике страны. Логичный, казалось бы, вопрос Миллера: «И вы даже не попытались проверить полученные данные?!» повергает журналистку в недоумение. Она настолько озабочена своим имиджем властителя дум, что даже и не предположила, что именно этим её ослеплением беззастенчиво и воспользовались ради манипулирования общественным мнением всего мира.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью