Андрей Юматов, президент Волгоградского сигарного клуба (по основной профессии — боевой летчик): Котельниковский полк Качинского училища. Конец лета 1989 года. Летаем на МиГ-21 с курсантами- выпускниками на воздушные бои с обусловленным маневром. Самое начало постижения маневренного воздушного боя. Особого напряжения нет, курсанты уже влетаны и задача инструктора, находящегося в задней кабине, сводится лишь к контролю действий обучаемого.
Удобно расположившись в заднем кабинете, лишь изредка поглядывая в перископ передней полусферы, я наблюдал, как Степаныч (увы, за давностью лет не ручаюсь за точность имени, но оставим так) выводит свой баркас на гладь Цимлянского водохранилища. Конец недели и свежая рыбка, которой нас, пилотов, частенько баловали рыбаки, готовилась попасть к Степанычу в сети. А за бортом шел свой черед — наш самолет стали наводить на цель, барражирующую в зоне ожидания, и планом полета была строго установлена разность высот обоих истребителей. Но что такое 600 метров для аппарата, несущегося на скорости 850 км/ч? Конечно, двадцать первый «слизал» их за несколько секунд. Курсант, по неопытности, сосредоточив все внимание на воздухе, совсем перестал следить за высотой, ну а я, упершись каской в остекление кабины, любовался синевой Дона.
Не знаю, по какой причине, но в какой-то момент благодушно скосил взгляд вперед и обомлел! Шли лоб в лоб! Решение было мгновенным — ударил по ручке управления от себя… Разошлись на встречных, метрах в двадцати. Сдабривая команды в переднюю кабину сочными междометиями, взял управление на себя, форсированным разворотом погнался за целью. Нервничать уже было некогда, отстрелялись замечательно и парой пошли домой.
Уже на бетонке, под любимые тогда болгарские «Родопи», выговариваю своему подопечному все, что думаю о его внимании в полете. Замечаю, что ко мне направляется инструктор со второго борта Дима Коньков, не дойдя до меня метров десять, орет: «Андрюха, ёклмн!!!!! Вы куда ёклмн, смотрели?????».
Только успеваю открыть рот, как Дима заявляет: «Сижу, смотрю как Степаныч за рыбой пошел, а вы нас чуть в пыль не уделали!».
Алексей Апальков, ведущий рубрики «Вы в каком полку служили?»: Как сказано в «Методическом пособии инструктору-летчику по первоначальному обучению курсантов полетам на самолете Л-29», военного издательства МО СССР 1966 года, инструктор-летчик, являясь непосредственным воспитателем курсантов, обязан знать деловые и моральные качества каждого курсанта группы: его характер, общий уровень развития, физическое состояние, способности и интерес к будущей профессии. Повседневно воспитывать и развивать у курсанта волевые качества — дисциплинированность, честность, правдивость и откровенность, необходимые ему, как будущему летчику, офицеру Советской Армии.
Инструктор должен добиться, чтобы курсант проявлял самостоятельность, инициативу, активность. Навыки и умение успешно вырабатываются только при активной деятельности курсантов. Нельзя ожидать активности в полете от курсанта, который не знает как выполнить полет или отдельные его элементы. Нельзя ожидать активности тогда, когда инструктор постоянно подсказывает курсанту и вмешивается в его действия. Такая опека исключает самостоятельность, а поэтому и подавляет активность. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая обеспечивается хорошей теоретической подготовкой, отличным показом того, что должен выполнять курсант, и таким подсказом, который направляет курсанта, стимулирует его инициативу и обеспечивает успешность его действий.
Всегда интересно почитать не сухие строки инструкции, а живой рассказ человека, который был летчиком-инструктором Качинского ВВАУЛ, лучшего, по моему мнению, военного училища летчиков-истребителей в СССР.