Я в Омане. В Москве еще дотаивает снег, а здесь уже +40. Я приехала сюда из Объединенных Арабских Эмиратов — хотела посмотреть на древнейшее государство Востока. Соседи по группе стран Персидского залива — Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия — по сравнению с Оманом подростки. Времени у меня было, что называется, в обрез. И все же, кроме осмотра достопримечательностей я улучила час на то, что никогда не обхожу вниманием, — на сигары.
Сигарный адрес в Омане я получила в Объединенных Арабских Эмиратах, у владельца дубайской Casa del Habano. Он сказал мне, что в Омане тоже есть своя «каса» и что меня там встретят.
И меня встретил араб в ослепительно белой рубахе с кисточкой (это национальный костюм мужчин Омана, цвет его может быть разный, но обязательно присутствие кисточки). Впрочем, первое, что бросилось в глаза, это была не кисточка, а сигара.
Встречавший меня в Casa del Habano Али Васи курил Partagas.
Население Омана небольшое — два с половиной миллиона, это примерно пол- Петербурга. Многие ли здесь курят сигары?
В Оманской «касе» около ста постоянных клиентов, — говорит Али. — В год здесь покупается 50 тысяч гаван премиум-класса и 200 тысяч — иных сигар. 30 процентов покупателей местные, 70 процентов — иностранцы.
Оман — не туристическая страна, она лишь лет сорок назад открылась миру, почему же большую часть сигар покупают иностранцы?
Али говорит, что иностранцы — не значит туристы. На 2,5 млн. граждан Омана приходится 0,5 млн. иностранных специалистов.
Самые популярные здесь сигары — Cohiba Behike 52, а самые непокупаемые — Vegueros, Troya, La Flor de Cano.
Но интерес к сигарам растет. Сюда даже приглашали торседора с Кубы. Это было любопытное зрелище — сигары на границе с пустыней (пустыня начинается здесь сразу, резко — свернул за угол дома, и вот она, пустыня).
Али человек любопытный. Его отец управлял в свое время Занзибаром — заморской территорией Оманского султаната. Али часто бывает на Кубе, о гаванах знает много, видно, что эта тема его серьезно интересует. Но вместе с тем он рассказывает мне и о местной опере. Оказывается, здесь своя опера (чего нет даже в соседнем богатом Дубаи).
С сигарами сильно конкурирует в Омане другое табачное изделие. Но не кальян, как вы могли бы подумать. В культуре Омана много от бедуинов. В том числе и этот табачный артефакт: курительные трубки, в которые набивают очень крепкий и, как я поняла, плохо ферментированный местный табак. Табак настолько ядрен, что делается только одна затяжка (сама чашечка трубки и рассчитана лишь на одну затяжку). Я попробовала. Ощущение такое, словно во рту у вас оказался не клуб дыма, а ёж. В общественных местах в Омане курить нельзя. Я видела такие картины: человек набивает свою трубку, к нему идет служитель, чтобы предупредить — курить нельзя, но человек делает одну затяжку и уходит. Если есть партизанский маркетинг, то это можно назвать партизанским курением.
Увидев интерес к трубкам и выспросив меня о том, что в Москве такого отродясь не было, предложили начать бизнес с Оманом. Я с трудом отказалась, несмотря на очень выгодные цены.
Вечер решила провести в местной дискотеке. И там увидела стеклянную сигарную комнату. Нигде в мире такого не видала. Оригинальная страна Оман.
Следующее мое путешествие — Катар или Бахрейн.
Ольга Михайлова,
специально для Сигарного портала