Одинокий мужчина

Записки афисионадо

«Одинокий мужчина» (“A Single Man”). США, 2009, 99 мин. Режиссёр Том Форд, по одноимённому роману Кристофера Ишервуда, композитор Абель Корженевки. В ролях: Колин Фёрт, Джулианна Мур, Мэтью Гуд, Джиннифер Гудвин, Николас Холт, Райан Симкинс, Поллет Ламори, Кэри Линн Пратт, Джон Кортахарена, Алина Вебер.

Модный дизайнер одежды Том Форд шокировал общественность: снял фильм. Действие его «Одинокого мужчины» происходит в 1962 году. Не только потому, что тогда был написан роман Кристофера Ишервуда, ставший его литературной основой. Те далёкие годы превратились в своеобразное клише искусственности и лицемерия социальной жизни, пуритански давящей всякие проявления оригинальности и общественного неповиновения. Изобразительный ряд фильма стилизован под 60-е годы с таким изысканным вкусом, что, с одной стороны, это время безошибочно узнаётся в интерьерах, претенциозных дамских нарядах, боевой раскраске женщин, киноплакатах и новостях о Карибском кризисе, а с другой, не выпирает из рассказанной истории и не мешает прочесть её общечеловеческий и абсолютно вневременной смысл.

Тягучее течение фильма, внимательное всматривание в каждую мелочь передают до предела обострившиеся чувства Джорджа Фальконера, каждую секунду этого последнего дня своей жизни предающегося напряжённым размышлениям о собственной смерти. Мир словно улыбается ему на прощание, как говорила героиня «Обыкновенного чуда»: он наслаждается запахом духов, вкусом джина, морским пейзажем, влажным прикосновением воды, считывает затаённый смысл неуловимых улыбок и выражения глаз, позволяет себе предаться личным размышлениям на лекции и — вспоминает. Вставки эпизодов из его прошлой жизни с погибшим возлюбленным полны мельчайших деталей, свидетельствующих о том, насколько дорого и насыщенно было для него каждое прожитое мгновение с любимым. Они вспыхивают в сознании Джорджа как образы искреннего единения, общности духовных поисков и красоты.

Однополая любовь предстаёт в фильме высшей формой эскейпизма. Это взаимное тяготение духовных существ, ощущающих насущную потребность в размышлении о сути вещей. Практически все проявления окружающей действительности вызывают у главного героя жгучее желание куда-то укрыться от этого безвкусного, лживого и пустого мира с его недалёкими, стандартно мыслящими студентами, которым Джордж преподаёт великую английскую литературу, соседями, фальшиво и без удовольствия имитирующими идеальную семейную жизнь, их избалованными отвратительными детьми, которых никто не решается одёрнуть, поскольку принято умиляться малышами. В этом царстве мнимых ценностей находятся люди, не желающие играть по его правилам и становиться добровольной добычей хищных самок, стремящихся за их счёт придать смысл своему убогому существованию. Джордж, его возлюбленный Джим, его студент Кенни и даже встреченный им у магазина жиголо Карлос относятся к этому типу. Они называют себя невидимыми. Это слово имеет двойной смысл. Не только они сами игнорируют пуританские законы общества, но и окружающие предпочитают не замечать внутренних эмигрантов в своих рядах. Не замечать настолько, что Джордж даже лишён возможности прийти на похороны человека, с которым прожил 16 лет.

Призыв не презирать думающих и чувствующих иначе звучит в фильме настолько пронзительно в значительной мере потому, что действие его отнесено на 50 лет назад. Но и сегодня он не утратил своей актуальности. «Люди, которых мало, тоже люди», — прозрачно намекает на лекции Джордж, включая в этот список блондинов и евреев, чтобы не слишком испугать своей откровенностью затаивших дыхание студентов. Страх перед другим, как элемент манипулирования сознанием масс, проявляется и в эскалации Карибского кризиса, и в арабо-израильском конфликте в не меньшей степени, нежели в осуждении несовместимой с обывательскими ценностями однополой любви.

Нельзя не отметить изумительную музыку польского композитора Абеля Корженевки, несущую томительную тему непреодолимости одиночества.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью