Казбек. Больше, чем горы. Часть I

Записки афисионадо
Эта странная история совпадений никак не даёт мне успокоиться – перестать искать тайный смысл и написать простой отчёт про наше не совсем удачное восхождение на Казбек в начале июля 2017 года. Временами я начинаю думать, что всю эту историю я просто выдумал. Два раза увидел икону святого Габриэли – перед отъездом в Храме Святителя Николая и в горах в часовне – и устроил по этому поводу экзальтацию.
«Я не нарочно, просто совпало…»

Земфира «Бесконечность»

Фото 1.jpg

  Эта странная история совпадений никак не даёт мне успокоиться – перестать искать тайный смысл и написать простой отчёт про наше не совсем удачное восхождение на Казбек в начале июля 2017 года. Временами я начинаю думать, что всю эту историю я просто выдумал. Два раза увидел икону святого Габриэли – перед отъездом в Храме Святителя Николая и в горах в часовне – и устроил по этому поводу экзальтацию.

  Бритва Оккама сечёт её, историю эту, в мелкую-мелкую капусту, не оставляя ни малейшего шанса на логичное обоснование каких-либо чудес (бывают ли логичны чудеса?). То есть, если взглянуть на все события под строгой лупой материалистического восприятия, то тогда их попросту не было!

  Вот только не понятно тогда, почему же не покидает ощущение, что всё было не просто так?! Причём там и тогда я это понимал чётко и ясно, это сейчас всё стало размываться.

  Так что же произошло у нас в поездке на Казбек, и кто этот странный святой Гавриил Самтаврийский или «мама Габриэли», как его называют грузины? («мама» по-грузински – отец). Откуда появился? Давайте попробуем разобраться вместе. И с поездкой, и со святым.

Начало

  История с Казбеком начиналась аж… погодите, сейчас постараюсь поточнее вспомнить, аж в июле 1979 года в воинской части космических сил, что близ грузинского села Сартичалы, в сорока километрах от Тбилиси в горы. Туда мы с мамой приехали помогать моему старшему брату Вячеславу – он проходил срочную службу на наземном измерительном пункте в звании лейтенанта – и его супруге Нине нянчить мою полуторагодовалую племяшку Марию. Они бы и сами вполне себе могли справиться, но ждали пополнения, и Нина сосредоточилась на подготовке к появлению нового члена семьи, моего племянника Славки. И с Машей теперь занимались мы с мамой. Мама готовила, кормила-поила, стирала-гладила, а я гулял с Машкой, катая её на коляске или водя за руку по тенистым аллеям военного городка. То была моя первая поездка в Грузию и на долгие годы вперёд последняя.

  От Грузии у меня остались отрывочные, сумбурные, полудетские воспоминания. Помню, ездили в Тбилиси… Помню памятник Шота Руставели… Телевизионную вышку на горе помню… Помню бурную Куру. Еще помню пирамидальные тополя вдоль дороги в Сартичалы и луковые огороды, разделённые невысокими заборами из сложенных камней. Каждый год после таянья снегов и дождей эти камни выбираются из земли, и их складывают по периметру огорода. Так из года в год вырастают заборы, я и в Непале такие видел. А больше ничего не помню. О самой службе брата мне запомнилась одна бестолковая история, как его замечательный друг, лейтенант Кистенёв-Кавказский, выпив лишнего на радостях: ожидал перевод на Камчатку, пошёл и нагрубил заместителю командира по политической части, чем обрёк себя на ещё пять лет службы в Сартичалах. «Не умеете себя контролировать, лейтенант!» Об этом я как-то даже писал, но это совсем другая история.

  Главным в той поездке стало моё знакомство с племяшкой, личностью сколь интересной, столь и неординарной. Достаточно упомянуть, что лет до семи эта девочка вполне искренне считала себя грузинкой. «Я же родилась в Грузии», — говорила она, округляя глаза, дескать, «вы чё, не понимаете штоль?» Время шло, «грузинка» выросла, стала Марией Вячеславовной, но любви к Грузии не утеряла, а с ней и любви к горам. Грузия, если кто не помнит, страна горная.

  — Так, дядька, — как-то услышал я в телефоне, — я тут твой отчёт прочитала… Хочу на Эльбрус!

  Вот так! Ни больше, ни меньше — сразу на Эльбрус. В прочем, я тоже туда пошёл сразу.

  — Солнце моё, проблем нет! Есть конторы, они тебя хоть на Эверест отведут, только бы денег хватило.

  — Не-е-е-ет… Я только с тобой!

  Ага, со мной и всё тут! Только я не собирался на Эльбрус. Двух раз пока за глаза хватило. И вообще, я тогда в Непал собирался, к базовому лагерю Эвереста. Можно сказать, лелеял эту мечту с детства… Вру, конечно, про детство.

  — Подумаю, — пообещал я настойчивой племяшке.

  И подумал. Просматривая туры «7 Вершин», натолкнулся на программу по Казбеку. За относительно небольшие деньги они за недельку предлагали освоить ещё один вулкан высотой в 5033 метра. «Вот! – сказал я себе, — то самое!» – и перезвонил Машке.

  Телефонная трубка радовалась, восхищалась и танцевала лезгинку минут десять. Как же! Горы! Грузия! Вино! Просто праздник какой-то! Даже мои страшилки и пугалки про горную болезнь не могли остановить поток возбуждённых и радостных междометий.

  О намерении подняться в начале июля на Казбек я поделился со своей будущей непальской компаньоншей Галиной Рязановой (время – январь! А в Непал мы только в апреле собирались), и она – авантюристка не хуже меня, махнув рукой, тоже решила присоединиться.

  Но! В который раз пишу: жизнь богаче планов. У Машки в виду перемен на работе срочно поменялись планы на лето, отпуска отменились, и мы с Рязановой очутились перед перспективой подняться на Казбек, совершенно туда вроде бы поначалу не собираясь.

  Однако билеты в Тбилиси куплены, тур оплачен, нас девять и 2-го июля вылет. Вот, и договаривайся…

Казбек

Фото 2.jpg

  Казбек, как и Эльбрус – потухший вулкан. Он так же двуглав и имеет высоту главной вершины 5033 метра (грузины считают 5047 метров). По свидетельству историков последний раз вулкан извергался в 650 году до нашей эры. Откуда им известно? А кто их знает? Вот, есть совершенно достоверные сведения, что в доисторические времена к Казбеку за неповиновение и за разбазаривание казённого «огня знаний» прибили титана Прометея. А прибивал его по приказу Зевса личный друг титана – Гефест. Помнится, он ещё всё страдал: «Ты мне друг! – кричал он, театрально заламывая руки. — Но я не могу ослушаться!» Такое бывает… С одной стороны, личные симпатии, с другой, — приказ высшего руководства, обычно начальство перевешивает. Дабы Прометею было не так скучно висеть, к нему с утра поклевать печень прилетал Орёл Зевса. Я бы даже предположил, Орлица, но никаких прямых указаний на этот счёт нет. За ночь печень отрастала заново (мечта алкоголика!), а наутро Орёл брался за своё. И всё так бы и продолжалось по сию пору, экскурсоводы водили бы, показывая за деньги муки ослушника, родители приводили детишек и говорили: «Ай-яй-яй… Надо старших слушаться… А то, а-та-та!», но всё испортил Геракл. Он пришёл, разорвал оковы и освободил Прометея. Герой же совсем не боялся гнева Зевса, уж с папой-то он как-нибудь бы договорился, коррупция и кумовство на Олимпе процветали… Те боги… Даже не знаю, что написать. То воровали земных женщин, то дрались, не поделив богиню, а то, тьфу, пакость какая, устраивали оргии. И всё же, согласитесь, эта история куда интереснее, чем пакет сухих байтов с информацией, как 27 веков назад из вулкана в очередной раз изливалась базальтовая лава. Древние могли зажечь.

  Геополитически вулкан расположился на границе России и Грузии, поэтому существуют два популярных маршрута восхождения на Казбек: с севера – из России, через печально известное Кармадонское ущелье, где в 2002-м погибла съёмочная группа Сергея Бодрова-младшего; и с юга – из Грузии, из поселка Степанцмиде (бывший Казбеги) через Гергетский ледник и Метеостанцию (3650). Мы планировали с юга. С юга – не означало, что там будет тепло. На Казбеке, как и на всём Кавказе выше 3-3,5 тысяч метров, зона вечных снегов. Даже дожди там не идут. Но снаряжения мы взяли на все сезоны, от шортов до пуховиков.

  Что ещё? А! Для Казбека характерны регулярные камнепады, говорят, эхо молотка Гефеста по сию пору мечется в горах, отражаясь и вызывая обвалы… И поэтому в список обязательного снаряжения на Казбеке входит каска.

  В целом гора, как гора. Вполне себе обыкновенный пятитысячник.

  Это мы так думали…

Перед отъездом

  В пятницу, 30 июля, перед самым нашим отъездом в Доме кино состоялась открытая премьера фильма Валдиса Пельша «Ген высоты или как пройти на Эверест». Пропустить премьеру мы с Галиной не могли, ещё не поблекли воспоминания о треке к базовому лагерю Эвереста, а одним из главных героев фильма (и одним из операторов) был наш непальский гид и друг Вовка Котляр. Пришёл и Рамиль, ещё один наш непальский друг-восходитель, а Галина привела свою подругу, та давно хотела поглядеть на сборище не совсем адекватных людей. Действительно, где ещё встретишь сразу столько людей «с приветом»? Ибо, это какой же нормальный человек способен потратить время, а порой и немалые деньги, так измываться над собой? Холод, ветер, кислородная недостаточность… «Хосподи! И ведь есть же море, вино, шашлык, девочки (мальчики, нужное подчеркнуть), а тут?»

  А тут фильм. И получился он хороший. Без прикрас, фанфар и шапкозакидательства. Хочешь познакомиться с реальной «романтикой» восхождений на высшую точку земного шара? Приходи, садись, смотри! Как говорится: «вэлком!» Кровь, пот, грязь, блевотина, всё в полном объёме… Хороший фильм! Правильный.

  Но не только фильмом оказался примечателен день…

  И даже не очередным ураганом, пронёсшимся над Москвой точно дьявольские кони Коровьева и Азазелло.

  А…

  В общем, ещё в обед я пошёл в церковь. Традиционно перед выходом в горы я иду в храм ставить свечи, заказать заздравный молебен о путешествующих, да просто помолиться. Я пришёл в Храм Николы в Кузнецах, написал записку для молебна, взял свечи и пошёл их ставить Ему с благодарностью и просьбой хранить нас бестолковых. В храме, как это принято, для поклонения выставляются иконы. В тот раз было две. Одна – традиционная икона Преображения Господнего, а другая… А вот другая мне была совершенно незнакома. С нее на меня взирал незнакомый монах в седой бороде и с весёлыми улыбчивыми глазами. И писана она была не в византийском стиле. А главное, в верхних углах, где ставят поясняющие надписи на греческом или церковнославянском, стояли странные, совершенно непонятные мне, буквы. Армянские? Почему армянские?

Фото 3.jpg

  «А чья у вас выставлена икона?» — поинтересовался я у женщины, которая торговала свечами.

  «Где? Там? – переспросила она, кивнув головой в сторону главного алтаря. – Преподобного Гавриила Самтаврийского. Грузинского святого. Его недавно канонизировали. Интересный святой… Вот, вы понимаете… Прошло всего только семнадцать лет после смерти, а его уже канонизировали… И это большая редкость!» — она говорила, а я ошарашенно слушал, да нет, не слушал, лихорадочно соображал! Грузинский святой, говорите… А едем мы куда? В Грузию… Стоп! Я хорошо знал этот храм, но икону видел впервые. «Она у вас давно?» «Вчера выставили! А вы книгу-то про него возьмите. Почитайте…» — женщина взяла с полки книгу и протянула мне. На книге был изображён несколько иной, не как на иконе, но тоже улыбающийся лик. Книгу я купил.

  И что же это? Хороший знак? Или предостережение? Или вообще, просто совпадение?

  О «встрече» я рассказал Галине и Рамилю. Первая пожала плечами, а второй хмыкнул: «Прикольно!» Всё же, наверное, совпадение.

  С тем и поехали.

Мама Габриэли

  Прочитать книгу до отъезда я не успел. Так, пробежался через страницу и ещё кое-что глянул в интернете. Собирать общую картину я стал по приезду, и сразу столкнулся с трудностями пересказа. Многое, несмотря на то, что события происходили совсем недавно, уже успело обрасти слухами, выдумками, мифами и превратилось в легенду. Восстанавливал всё понемногу, используя уже теперь четыре (четыре!) книги, два фильма, записи очевидцев в YouTube, массу прочих публикаций в интернете и историю СССР 30-60-х годов. Интересно было восстановить судьбу незаурядного человека. И что-то мне удалось. Однако надо признаться честно, достоверность повествования явно хромает.

  Итак. Про детство, отрочество и юность подвижника известно немало, но отрывочно и непоследовательно. Годердзи (мирское имя мама Габриэли) родился в очередную эпоху перемен, коими так изобиловал XX век, в 1929 году в Тбилиси в семье грузинского большевика Василия Ургебадзе. Сомнения не вызывает, Василий принимал участие в разрушении православных храмов (это важно!). Не мог не принимать. Время было такое. Или – или… Многие наши деды и прадеды приняли участие в том кощунстве, и никакой отсыл к «трудным временам» не умоляет степень их греховности, хотя по-человечески делает понятным их поступки. Людям свойственно сначала строить храмы, а потом стрелять в них в упор, просто так, для пристрелки орудий. И многим тогда в начале века казалось: стоит только крикнуть: «Бога нет!» и Он исчезнет. Это похоже на ребенка, который со словами «Я больсой!» бьёт кулачком маму и уверенно ковыляет к песочнице заниматься «взрослыми делами»: лепить куличи из песка, ловить жука, который на свою голову попался карапузу на глаза, драться с соседской девочкой и отбирать у неё ведёрко, да мало ли ещё «взрослых» дел есть в огромном мире песочницы?! И так пока «больсой» не упадёт, не ушибётся или не обкакается. Но вернёмся к семье Ургебдзе.

  Активная коммунистическая деятельность Василия похоже стала причиной его безвременной кончины. Годердзи исполнилось два года, когда отца убили. Как ни страшно звучит, этим тоже никого нельзя было удивить. Гражданская война, закончившаяся на полях сражений, ушла в подполье, и там будет тлеть вплоть до Большой Войны, а местами и после. А ещё репрессии! Но Василий под репрессии вроде бы не попадал.

  В Грузии есть традиция – после смерти отца сына иногда называют отцовским именем, и Годердзи стал Васико.

  Рос Васико мальчиком замкнутым и малообщительным. Игре со сверстниками предпочитал общение с птицами. Многим вспоминается, как он играл с ними, бегая по полю, высоко задрав палку, а птицы вились вокруг и всё норовили усесться на палку. Был, верно, в этом какой-то знак. Но в наш прагматичный век веры во всемогущество медицины такому странному мальчику поставили бы диагноз «аутизм», а тогда просто подумали: мальчонка-то, того… толку не будет. Люди любят навешивать ярлыки. Навешивать и перевешивать. Сегодня дурачок, а завтра гений. Сегодня сумасшедший юродивый, а завтра — святой. Сегодня «осанна», а завтра волокут на крест. Обычная история.

  Хотелось бы написать, что смерть отца так повлияла на Васико, что он впоследствии избрал путь христианского подвижника. Но вряд ли. Был он ещё мал, да и отец никак не тянул на христианского праведника. Не стал примером Васико и отчим, о котором тоже известно немного. Армянин, занимался экономикой, вроде бы неплохо обеспечивал семью, и при этом не попал под репрессии 30-40-х годов (учитывая характер деятельности, довольно странно).

  Безусловно, на Васико повлияло то, что семья Ургебадзе жила рядом с церковью святой Варвары, однако родной брат его, Михаил, который тоже играл во дворе церкви, христианским подвижником не стал, а стал вором в законе Сосо Ургебадзе.

  Кажется, судьбоносными для Васико стали чьи-то слова (возможно, того же священника церкви святой Варвары), брошенные ему в спину: «Твой отец разрушал храмы, ты их будешь восстанавливать!» На впечатлительного мальчика, носящего имя отца, это могло подействовать. Во всяком случае, слова моей первой учительницы: «Ему бы хоть говённую получить (это про медаль)», подвигли меня стать отличником в старших классах, институте и вообще по жизни. Это, так называемый, «комплекс отличника».

  В двенадцать к Васико в руки попадает Евангелие. На скопленные деньги на барахолке с рук покупает Главную Книгу Христиан. Похоже, у мальчика, живущего рядом с церковью, возник естественный интерес: «Кому же там молятся?» Почему ему никто этого не смог объяснить дома? Почему мальчик вынужден был искать ответ на этот вопрос сам? Непонятно. Возможно, отчим слишком жёстко отреагировал на естественный интерес пасынка (тогда положено было быть атеистом) и вообще пресёк любые обсуждения опасной темы в доме. Есть информация, что какие-то основы Васико рассказал церковный сторож, он вроде бы и книгу посоветовал купить.

  Старик, который продал Евангелие, по странному стечению обстоятельств запросил денег ровно столько, сколько было в кармане у Васико, в будущем отец Гавриил будет считать это знаком.

  Книга на экзальтированного мальчика произвела неизгладимое, прямо-таки колоссальное впечатление. Читая её, Васико горько оплакивал грешного отца, разрушавшего храмы. Он будет оплакивать, каяться и молиться за него всю свою жизнь. И с Книгой больше не расстанется.

  Так, в двенадцать, достаточно рано, я видел, как начинают читать Книгу в пятнадцать, он стал осознанным христианином. Крестили-то его ещё в младенчестве. Вот, тоже парадокс: отец храмы разрушал, а покрестить сына не забыл, инерция времени…

   Продолжение следует…


Оцените статью