Пришло время посвятить несколько минут разговоров под трубочку третьему из основных ингредиентов большинства трубочных смесей – табаку Кавендиш. Само название этого табака звучит как-то по-трубочному – в нем и вековая история, и какая-то мягкость, даже бархатистость, и, конечно же, присущая курению трубки определенная загадочность. Да и триада «Вирджиния, Бёрли и Кавендиш» — чуть ли не самая часто используемая при описании большинства смесей. Во всяком случае тех, которые мне приходится достаточно часто презентовать.
Тем удивительнее с этой точки зрения воспринимается факт, что собственно сорта «Кавендиш» в природе не существует, а это просто – один из видов обработки табака сортов Вирджиния и Бёрли. Но он настолько фундаментален и важен для создания неповторимого трубочного вкуса, что настолько выделен. Процесс этот – ферментация. Та самая, которая из резких наполненных сахаром листьев Nicotiana Tabacum создает новые сигарные ароматы и их неповторимый вкус, без которой практически невозможно представить создание действительно качественного табака.
Еще индейцы, благодаря, как это часто бывает, несчастному на первый взгляд случаю, научились ферментировать табак. Они заметили, что увлажненные и простоявшие в этом состоянии листья становятся более мягкими на вкус, а дым их более ароматным. Для ферментации еще до открытия Америки Колумбом индейские табаководы даже закапывали табак в землю.
Сигарную ферментацию в дальнейшем усовершенствовали испанцы, а к ферментации трубочного табака приложил руку человек, который и дал впоследствии имя своему детищу. Это – сэр Томас Кавендиш, родившийся в 1560 году, знаменитый моряк, пират, первооткрыватель новых земель. Завидуя славе Фрэнсиса Дрейка, после быстрой траты семейного наследства еще в 25 лет впервые отправился в экспедицию в Америку, после чего привез немалые богатства и смог организовать флотилию, отправившуюся на опасный пиратский промысел. Именно эта экспедиция, полная опасностей и неожиданной добычи, открытий и исследований, стала третьим в истории кругосветным путешествием, совершенным человеком на плавательном средстве. Это была еще и рекордная по минимальному времени экспедиция, она закончилась прибытием в Плимут 9 сентября 1588 года, и длившаяся всего 2 года и 50 дней, – этот рекорд продержался почти 200 лет.
Среди множества трофеев, привезенных моряками, было и одно из основных богатств нового континента – табак. Для того, чтобы он не высох в пути, сэр Томас приказал спрессовывать его в бочки из-под рома, даже добавляя иногда этот излюбленный моряками напиток. Так в спрессованном состоянии табак начал преть, он стал значительно приятнее на вкус, да и еще и обогащен любимыми ароматами. Английские курильщики по достоинству оценили такое изобретение, дав имя новооткрытому способу обработки в честь великого моряка. К сожалению, Томас Кавендиш умер уже в следующем затеянном им кругосветном путешествии в 1592 году, а вот его изобретение и имя – табак Кавендиш – живет и популярен по сей день.
Итак, основным отличием этого способа обработки табака является ферментация – причем в большинстве случаев двойная и даже многократная. Вообще под этим термином понимают обширное семейство разнообразных и по исходному сырью, и по добавленным ингредиентам, и по способам и времени ферментации табаков. Например, сорт Бёрли имеет минимальное количество сахара, поэтому, чтобы запустить процесс ферментации, его дополнительно пропитывают сладким сиропом. Очень часто именно в этих сиропах присутствуют дополнительные натуральные ароматизаторы (внимательный читатель, конечно же, помнит, что Бёрли очень хорошо их впитывает), которые и придают Кавендишу яркие ароматы и вкусы, не испаряющиеся долгое время при курении. Очень часто сырье сорта Бёрли подсушивается над дымом, что придает дымный оттенок и Кавендишу.
Табаку Вирджиния такие добавки не нужны – он и сам достаточно сладкий, достаточно его пропарить, спрессовать и правильным образом подогреть, чтобы запустить процесс естественной ферментации. Чаще всего именно его используют производители натурально-сладких смесей без излишней ароматизации. Например, датская компания Mac Baren так и делит Кавендиш на два вида – Original Cavendish (оригинальный Кавендиш) – табак, созданный из берли после вымачивания в сладких сиропах, пропаривания и ферментации, — и Modern Cavendish (современный Кавендиш) – который создается только из листьев Вирджинии с добавкой пара. Такой табак более мягкий, чем Original, вкус его также более утонченный, в нем проявляется природная кремовость начальных ингредиентов.
По внешнему виду (цвету) весь Кавендиш можно разделить на два типа (причем в каждом из них может присутствовать различное сырье). Первый, это натуральный, золотой Кавендиш (Natural Cavendish, Gold Cavendish) – он прессуется и ферментируется относительно небольшое время, благодаря чему сохраняется коричневый и даже иногда золотистый цвет табачного листа. Второй вид – черный Кавендиш (Black Cavendish) – для него всегда используется как минимум двойная, а чаще многократная ферментация, листья достаточно сильно прессуется, что делает его практически черным, маслянистым.
Собственно, таким же маслянистым и насыщенным является и его вкус, и у многих курильщиков, а я надеюсь, и у читателей уже появилось желание его почувствовать, испить плотный дым из табака, рожденного природой, человеческим опытом и историей. Так не будем же себе в этом отказывать, во славу сэра Томаса Кавендиша набив трубки черным табаком!
Дмитрий Гуринчик,
Одесса, специально для Сигарного портала