«Как малые дети» («Little children»). США, 2006, 132 мин. Режиссёр Тодд Филд, автор сюжета и сценарист Том Перротта, оператор Антонио Кальваче, автор музыки Томас Ньюман. В ролях: Кейт Уинслет, Патрик Уилсон, Дженнифер Коннелли, Ной Эммерих.
В первобытном обществе ребенок становился полноценным членом племени сразу по достижении половой зрелости. Эволюция потребовала значительно увеличить период взросления. Количество информации и навыков, которые необходимо освоить, чтобы стать самостоятельным гражданином, столь велико, что пубертат теперь фиксирует только одно: физическую зрелость.
Трудно представить себе, чтобы проблемы сегодняшних молодых людей волновали 13-тилетнего охотника на мамонтов. Всё более затягивающийся кризис тинэйджеров состоит в том, что аналитические «верхи» их личности пока ещё не успевают контролировать моральные последствия того, что их физические «низы» не только хотят, но уже и могут.
Фильм «Как малые дети» (по мотивам романа Тома Перротты) — об этом, о нравственной «недозрелости» вполне, казалось бы, взрослых современных людей. Мечты о подростковых удовольствиях, привлечение родителей к решению супружеских проблем, предпочтение личных наслаждений нуждам собственных детей и, как крайнее проявление, педофилия — всё это различные аспекты внутреннего отказа человека от ответственности взрослой жизни жителей небольшого американского городка.
Завязка, финал и важнейшие события фильма происходят на детской площадке. Именно туда приходит поплакать потерявший мать извращенец, здесь начинается роман Бреда и Сары, и здесь же они назначают свидание, чтобы окончательно сбежать от своих семей. Но Сара напрасно ждёт своего возлюбленного: он совершенно забыл о ней, потому что соблазн прокатиться на скейтборде оказался сильнее. И только хорошенько треснувшись об асфальт, Бред решает, что подобные удовольствия ему давно пора уступить тем, кто лет на 15 моложе его. А ему самому время сдать, наконец, свой адвокатский экзамен и начать кормить семью.
Ключевой эпизод фильма — обсуждение местными дамами «Мадам Бовари». Роман Флобера становится для Сары — магистра литературы — лишь поводом для теоретического обоснования собственного права на любовное приключение. Ей очень хочется убедить себя в том, что, как и в XIX веке, единственной возможностью для женщины самоутвердиться по-прежнему остаётся протест против уз семейной жизни.
Лишь доведя до смерти мать осуждённого за педофилию Рональда, отставной полицейский Ларри, обнаруживает в себе жалость к человеку, травля которого стала для него чуть ли не смыслом жизни. И оказывается способным принести ему свои соболезнования и оказать помощь.
Самим названием авторы констатируют: все герои фильма — «малые дети», и их физическое развитие, научные степени, умение судить других не помогают им повзрослеть. В последнем кадре фильма мы видим опустевшую детскую площадку. Сара, Бред, Ларри, Рональд оставлены на пороге некоего нового периода жизни, которым должна стать взрослость.
В ряде архаических культур было принято убивать забывших вовремя умереть стариков, чтобы они не занимали место молодых. В современном же обществе сплошь и рядом старшие не желают уступать своего места на детской площадке следующему поколению.
Ирина Светлова ©
кандидат искусствоведения
Брюссель
специально для Сигарного портала