«Гарри Поттер и Принц-Полукровка». CША, Великобритания, 2009. Режиссёр Д.Йэтс, сценарий С.Кловз, Дж.К.Роулинг, оператор Б.Дельбоннель, художник С.Крэйг, композитор Н.Хупер, монтаж film.ru/afisha/person.asp?name=%CC%E0%F0%EA+%C4%FD%E9″ target=»_blank»>М.Дэй, костюмы Я.Темиме. В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Хелена Бонэм Картер, Алан Рикман, Джесси Кейв, Бонни Райт, Джим Бродбент, Том Фелтон, Тимоти Сполл, Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Уорвик Дэвис, Робби Колтрэйн, Дэвид Тьюлис, Хелен МакКрори, Джули Уолтерс, Дэвид Брэдли, Скарлетт Бирн, Луис Кордис, Фрэнк Диллэйн, Хиро Файнс-Тиффин, Кэйти Леун, Мэттью Льюис, Иванна Линч, Анна Шаффер, Наталья Тена, Марк Уильямс.
Конечно, огромное счастье, когда наши дети займутся чем-нибудь и оставят нас в покое. Но всё же мы должны быть внимательнее к тому, чем развлекаются наши отпрыски, а не то в какой-то момент они могут перестать смеяться нашим шуткам.
Шестой том разрекламированной эпопеи о мальчике-волшебнике, наконец, обрёл киносуществование. Вообще, интерес к книге Дж. Роулинг уже много лет искусственно поддерживается нагнетаемым ожиданием выхода очередной экранизации и бесконечной продажей игрушек и игр по мотивам романов.
«Гарри Поттер и Принц-Полукровка», вышедший во всём мире первым экраном, впрочем, так же, как и его литературная основа, плох просто на удивление. Даже высочайший уровень компьютерных спецэффектов не спасает зрителей от скуки. Не в силах придумать интересных сюжетных ходов, Роулинг заполняет девять десятых романа банальными до тошноты любовными разборками юных волшебников, которые вдруг совершенно забывают, что их главная задача — бороться с персонифицированным злом в лице Вольдеморта. Нелепость состоит в том, что по книге героям должно быть по 15 лет, а актёрам уже ближе к 20, поскольку фильмы снимаются намного реже одного раза в год. В результате взрослые молодые люди ведут себя как недоразвитые переростки, которые всё ещё краснеют, задев предмет своего обожания рукавом. А когда авторы, наконец, спохватываются, что они снимают фильм в жанре фэнтези, то развязка оказывается практически никак не связана с предыдущими сериями.
Кроме на редкость бездарных детей, непрофессионализм которых с возрастом становится всё заметнее, для участия в фильме привлечены многие замечательные актёры. Но весь ужас в том, что им решительно нечего играть. Знаменитая Хелена Боннэм-Картер, например, уже во втором фильме сериала появляется на пару минут, чтобы скорчить «страшную рожу» и умчаться из кадра с диким неблагозвучным хохотом. Несчастный Алан Рикман, блестяще сыгравший во многих экранизациях английской классики, появляется на экране чаще, но очень однообразно морщит брови, изображая одного из злобных недоброжелателей Гарри, потому что иных способов воздействия на зрителей авторы ему не предоставили.
Переворошив чуть ли не всю мировую мифологию, Роулинг создала совершенно бессмысленную мешанину, из которой ни сюжетно, ни концептуально так и не смогла толком выбраться. Различные толкования «Гарри Поттера» констатировали, откуда автор взяла тех и
ли иных персонажей, но лишь подчеркнули тем самым, что создать из этой каши что-то новое ей не удалось.
Поражает, почему из огромной массы великолепной детской, в основном английской, но и немецкой, и шведской современной литературы, было решено протежировать именно это бездарное произведение? А тем временем вторая книга гениальной трилогии Филипа Пульмана «Северное сияние», вошедшей, к слову сказать, по опросу «Times» в число 100 лучших (взрослых!) книг ХХ века, видимо, уже не будет экранизирована — на неё денег у продюсеров не нашлось! Автору потрясающей экранной версии «Властелина колец» Питеру Джексону не дали самому режиссировать предысторию великой трилогии Толкиена — фильм о хоббите.
Сотни и тысячи родителей как загипнотизированные повторяют брошенную кем-то фразу: «Гарри Поттер» вернул моего ребёнка к чтению книг!» Почему, интересно, с такой же назойливостью не тиражируются высказывания тех родителей, дети которых бросили читать это эпохальное произведение, едва начав? Мне лично таких попадалось значительно больше. В Англии даже издали «Гарри Поттера» во «взрослой» обложке без картинок, чтобы великовозрастным почитателям «мальчика, который выжил», не стыдно было упиваться любимым шедевром в общественном транспорте и офисе.
По счастью, в литературе у наших детей есть реальная альтернатива мальчику со шрамом в виде молнии — великолепные, озорные, искромётные, остроумные и безо всякой натуги написанные сериалы Дмитрия Емеца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве. Смешнейшие шутки, которыми пересыпаны эти романы, нередко адресованы не только, а порой и не столько детям, но и, словно через их головы — родителям. Емец не забывает о дивной традиции читать книжки вместе со своими детьми и о том, что произведения для детей должны быть такими же, как для взрослых, только лучше.
Тогда и дети наши будут лучше нас. Обратная зависимость, к сожалению, существует.
Ирина Светлова ©
кандидат искусствоведения
Брюссель
специально для Сигарного портала