Это – истребление!

Записки афисионадо

«Легион» (“Legion”). США, 2010. Режиссёр Скотт Чарльз Стюарт, авторы сценария Скотт Стюарт, Питер Шинк, оператор Джон Линдли, композитор Джон Фриззелл. В ролях: Деннис Куэйд, Пол Беттани, Даг Джонс, Тайриз Гибсон, Кевин Дюран, Кейт Уолш, Лукас Блэк, Уилла Холлэнд, Эдрианн Палики, Чарльз Даттон, Джон Тенни.

Фильм «Легион» с редкой наглядностью и убедительностью демонстрирует, насколько абсурдно могут выглядеть самые фундаментальные воззрения человечества , если отнестись к ним с излишним доверием. Всем известно, что иудео-христианский Господь по определению добр, что не помешало ему, однако, пару раз почти полностью истребить человечество за непослушание, а потом ещё лично разбираться с наиболее оголтелыми бунтовщиками. Например, жену Лота он для острастки непокорных превратил в соляной столб лишь за то, что она оглянулась, жалея уничтожаемых грешников. Но это было в очень отдалённом и не поддающемся достоверной датировке прошлом, да и описано только одной единственной Книгой. Все мы с разной степенью уважения относимся к этому блуждающему мифу. Но вот, оказывается, человечеству снова удалось исчерпать безмерную чашу божественного терпения, и Творец решил провести ещё одну экзекуцию. Таков исходный посыл фильма «Легион».

Вполне в фарватере навязчивых эсхатологических настроений последнего десятилетия, фильм рисует нам очередную ужасающую картину светопреставления. От уже виденных нами вариантов («На следующий день», «2012», «Матрица», «Мгла», «Константин», «Обитель зла», «Я — легенда» и т.д.) она принципиально отличается тем, что причиной вселенской катастрофы должно стать не стихийное бедствие, не пробуждение супервулкана, не метеоритная атака, не захват власти роботами, не вредоносные порождения военных и не инопланетное вторжение и даже не мировая война супердержав, а волюнтаристское решение Всеблагого, которому, в очередной раз, опостылело своеволие его глиняных игрушек. Чудовища, атакующие несколько человек, волею случая собравшихся на затерянной в пустыне автозаправке, одержимы вовсе не обычно используемыми для такой роли порождениями Сатаны, а послушными воле Вседержителя ангелами. Так объясняет осаждённым архангел Михаил — единственный сохранивший способность независимо мыслить представитель небесного воинства. Изумительно парирует это толкование наивный чернокожий знаток Писания: «Я не знаю, — недоумённо вопрошает он представителя высших небесных сфер, — какую версию Библии ты читал, но, по-моему, ангелы — хорошие!» Но выясняется, что традиционные трактовки священных текстов не вполне точны или же изначально извращены. Само собой разумеющаяся доброта Бога оказывается лишь безосновательным допущением, которое категорически не подтверждается дальнейшим ходом карательной операции.

В финале авторы предпринимают весьма вялую и неубедительную попытку истолковать параноидальную кровожадность Всевышнего в качестве испытания для своих подчинённых, никто из которых — за исключением не подкачавшего «папу» Михаила — не усомнился в искренности желания босса изничтожить весь опостылевший тварный мир «вдребезги пополам». «Ты дал Ему то, что он просил, — наставительно объясняет излишне исполнительному Гавриилу победивший его Михаил, предотвратив запланированный свыше апокалипсис. — А я сделал то, что Ему нужно!» Эта мудрая сентенция подразумевает, что Ветхий годами ожидал от своих «райских псов», как они без излишнего почтения поименованы в фильме, проявления милосердия вместо солдафонского подчинения. Однако сама мысль, что Предвечный требует от своих подопечных прямо противоположного тому, что произносит в словах, представляется настолько богохульной, что весь фильм невозможно рассмотреть иначе, как откровенную пародию на последовательную религиозность.

Несмотря на видимую серьёзность изложения и нарочитое соответствие некоторых сюжетных мотивов легендам о рождении Христа, «Легион» весьма жёстко иронизирует по поводу самой идеи буквального понимания библейских сказаний. Фильм создаёт представление о том, что божественная воля по сути своей злая, но зато ей можно и даже необходимо в моральном отношении противиться.

Авторы пародировали также навязчивую идею о том, что Спаситель непременно должен родиться у женщины лёгкого поведения. Таким образом, отсутствие у него достоверного отца придаёт его зачатию требуемую таинственность. Трудно серьёзно отнестись и к кардинальному изменению образа архангелов, которые из существ неземной чистоты и святости превратились в футуристических трансформеров, крылья которых, вместо привычных белых перьев состоят из обоюдоострых лезвий и при необходимости отбивают пули. Откровенная издёвка читается в сцене битвы двух верховных небожителей, когда Михаил огревает своего более послушного собрата телевизором. Мысль о том, что средства массовой информации служат наиболее действенным средством борьбы с религиозным зомбированием масс, не может не показаться забавной.

Неудивительно, что последние хранители церковных доктрин уже пришли в ярость по поводу этого закамуфлированного под боевик, изощрённого издевательства над некритическим восприятием древних сказаний.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью