Алексей Апальков, ведущий рубрики «Вы в каком полку служили»: До распространения радиосвязи летчики общались в воздухе исключительно жестами, благо кабины в те годы были открытыми. Впрочем, команды иногда понимались не совсем однозначно…
Пара истребителей И-16 вылетает на отработку воздушного боя. Пилоты после взлета убирают шасси, для чего приходится делать несколько десятков оборотов специального штурвальчика. У ведомого при этом правая нога шасси убирается не полностью, ничего страшного в этом нет, ногу можно «дожать». Ведущий, желая помочь товарищу, высунув правую руку из кабины делает ею загребающий жест к груди. Ведомый, воспринимая жест как приказ «сплотить строй», подходит ближе. Ведущий повторяет сигнал — ведомый с опаской подходит вплотную и заводит свое крыло в пространство между крылом и стабилизатором самолета командира. Отчаявшись, ведущий вертится в крайне тесной кабине, извлекает свою правую ногу, выставляя ее в воздушный поток. Ведомый отходит на безопасное расстояние, сам ужом выкручивается в кабине и показывает командиру свою левую ногу. Тому ничего не остается как плюнуть, развернуться и идти на аэродром базирования.
После посадки командир устраивает ведомому разнос:
— Ну, ладно, когда я рукой махал, ты это как команду «подойти» воспринял. Но когда я тебе ногу показал, тут-то ты что подумал?
— Как что? — возмущенно отвечает ведомый. — Я думал, вы меня сапогом обозвали…
К той же теме общения в полете жестами относится и следующая популярная в 30-е годы байка:
Один из учлетов, выделяющийся среди остальных курсантов отличной техникой пилотирования, очень волновался перед первым самостоятельным вылетом. Инструктор, видя такое состояние подопечного, оттягивал сей знаменательный в жизни каждого летчика момент. Он то посылал парня на дежурство по аэродрому, то придумывал ему еще какое-либо занятие. В конце концов, курсант сам начал думать о том, что он ни на что не годен. Тогда командир училища посоветовал инструктору пойти по известному принципу обучения плаванию. Он предложил ему подняться с учлетом в воздух, затем отвернуть в своей кабине ручку управления, показать ее курсанту и… выбросить за борт. Естественно, молодому пилоту ничего не оставалось делать, как самостоятельно вести самолет, не рассчитывая на помощь инструктора. Конечно, такое можно было делать только в том случае, если инструктор был абсолютно уверен в способностях своего ученика. В данной ситуации это был тот самый случай.
На следующий день, учлету назначается обычный тренировочный полет с инструктором. Парень прекрасно пилотирует, уверенно ведет себя в полете. Инструктор решает — момент настал! Отвернув ручку, вертит ею перед носом учлета и выкидывает из кабины. Как ни странно, на лице курсанта не видно никакой тревоги. Он согласно кивает головой и, пытаясь перекричать шум ревущего двигателя, отвечает инструктору: «Команду «делай как я» понял». После этого наклоняется в своей кабине, также выворачивает ручку управления и, повертев перед глазами оцепеневшего инструктора, выбрасывает ее за борт. К счастью, все закончилось благополучно. Оказывается, курсант зная о подобных «подколах», взял с собой в полет ручку управления со старого списанного самолета. Именно ее он и выбросил. Впрочем, инструктору об этом стало известно позже. Представляете его состояние, когда парень начал заходить на посадку!