Путешествие в прошлое. Маленькая сигарная история

Записки афисионадо
Гуляя по центральным улочкам, я наткнулся на каменный двухэтажный купеческий дом с ажурным железным крыльцом. Это был музей, и я купил билет.
 
Сонная смотрительница не решилась сопровождать меня по комнатам, оставляя право самому погрузиться в его мир. Пахло стариной. Мебель, столы и стулья, застывшие в неподвижности времени, создавали особую атмосферу уюта и грусти по давно ушедшему. Пол, словно старик, знающий и повидавший многое, скрипел и не хотел делиться своими секретами. Скрип половиц и большие напольные часы  — только они нарушали тишину дома. Я присел на стоящий у двери старый стул и закрыл глаза, часы отмеряли половину шестого, до окончания рабочего дня оставалось тридцать минут. Бой курантов разбудил меня, я открыл глаза: мимо меня в комнату прошел человек в черном жакете, он подошел к сидящему за столом господину, читающему газету, и сказал: «Кушать желаете-с, ваше благородие?».
 
«Да, пора бы уже. Подавай», — отвечал ему сидящий за столом господин. Лакей удалился.
 
Следом в комнате возник приказчик и доложил о посылке из  сигарного клуба.
 
«Прикажете подать?»
 
«Открывай, не томи» — с нетерпением ответил он.
 
Приказчик начал аккуратно распеленывать бумагу. Показалась деревянная коробка. Хозяин принял ее в две руки, стал осматривать, изучая марки, надписи, штампы.
 
«Настоящие «гаваны», — сказал он, и открыл крышку. Это была коробка «Bolivar Habana». Сигарный запах начал заполнять пространство. Хозяин взял сигару и, не дожидаясь ужина, переместился в кресло. По комнате стал растекаться ароматный дым.
 
Наслаждаясь дымом, он сидел не открывая глаз. Вкус и запах уносили далеко – может быть, на табачные плантации, где впитывая солнце, воздух и почву, рос и набирал «тело» табачный лист. А может, он думал о каких-то своих делах –биржевых? торговых? Или вспомнил этот странный таинственный профиль…
 
Время остановилось…
 
… Куранты били шесть вечера. Я открыл глаза —  передо мной стояла смотрительница. Ни господина с сигарой в кресле. Ни сигарной коробки на столе. Ни сигарного запаха… Нет, сигарный запах все же был – тонкий и далекий. Я чувствовал его.
 
Придя домой, я обнаружил на столе упаковку знакомого антикварного магазина. И улыбка жены – ага, мне подарок, сюрприз. «Посмотришь после ужина». Но нет, не дожидаясь ужина, я открыл упаковку. Там лежала старая, высохшая коробка «Bolivar Habana», 1912 года, с утратившими яркость марками и  потерявшим свой блеск лаком, я взял коробку и втянул ее запах. Это был тот самый запах – далекий, едва уловимый.
 
 
 
Алексей Никитин, 
 член сигарного клуба «Табачная любовь»
Оцените статью