В Дубай я летел купаться, загорать и курить.
Это не первое мое зимнее путешествие в Арабские Эмираты. Теплые воды Персидского залива, горячее солнце и мягкие пески пустыни, роскошный отель Al Qasr Madinad Jumeirah в стиле султанского дворца, — все это после снежной Москвы погружает в мир арабских сказок, которыми я зачитывался в столь давние времена детства.
В дорожный хьюмидор я уложил любимые сигары.
Но в это раз меня ожидал сюрприз. В том месте, где на веранде отеля раньше располагались шатры и мягкие диваны и где мы курили кальян и сигары, стояли столики уютного вечернего ресторана. Кальяны были изгнаны из отеля! Почему?
Еще в 2002 году парламент Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) запретил курение кальяна в общественных местах. В частности, парламентарии рекомендовали властям страны закрыть кальянокурильни в жилых кварталах, вблизи школ и медицинских учреждений. Представители эмирата Шарджи вообще предложили запретить курение в ОАЭ, но парламентарии ограничились переносом мест, где собираются любители потягивать кальян, в изолированные от улиц помещения и отдаленные районы. В Эмиратах и других арабских странах курение кальяна (в ОАЭ его называют «шиша») — старинная традиция. Кальян курят и мужчины, и женщины. Это своего рода ритуал, завершающий трапезу.
Эмират Дубай присоединился к программе борьбы с курением кальяна в 2007 году. С 15 сентября курение запрещено во всех супермаркетах и культурно-развлекательных центрах, а с 15 ноября такой запрет введен в отношении отелей, ресторанов, кафе, кинотеатров, а также других общественных заведений.
Для табакозависимых людей планируется создать специальные места для курения, которые обязательно должны быть оборудованы вентиляцией и аппаратами для поглощения табачного дыма. При этом оговаривается запрет на допуск в такие места лиц моложе 21 года. По заявлению муниципальных властей, новые правила в отношении курения не являются разовым мероприятием, антитабачная программа имеет долговременный характер и рассчитана на 2007-2015 годы.
Несмотря на эти строгости, практически во всех ресторанах, кафе, расположенных на открытых верандах, я обнаружил пепельницы. Пепельницы были и на пляжах – на столиках у лежаков.
Первую сигару я выкурил на пляже. А потом, проходя по отелю, вдруг почувствовал знакомый сигарный запах. Пошел на запах и – оказался в… сигарном салоне. В большом зале стояли диваны, кресла, несколько больших хьюмидоров. На входе – небольшой хьюмидор-меню: сигары из него не курятся, они только для того, чтобы выбрать. Выбранную по образцам сигару приносит официант (уже из большого хьюмидора). Открытие сигарного салона, можно сказать, спасло мой отпуск.
И я дымил! Загарая у бассейна. Обедая или ужиная в ресторане. Читая. Сигара была постоянной моей спутницей. Кстати, любопытное открытие: жаркий климат и высокая влажность улучшали вкус сигары; порой казалось, что я – на Кубе, где впечатление от курения сигар просто непередаваемо.
От русских, работающих в Эмиратах, я узнал, что и в других отелях есть сигарные салоны и бутики. Но мне рекомендовали делать сигарные покупки только в аэропорту, в дьюти фри: мол, в магазинах города сигары залеживаются, т.к. расход не большой и они «старые», а в аэропорту всегда свежие. Правда, оценка старые-свежие носит дискуссионный характер. Или старые сигары получаются выдержанными, тем самым их качество будет выше, или свежие сигары несут еще не выветрившийся аромат табачных плантаций. Но совету я внял. И в аэропорту первым делом направился в магазин. Обилие представленных сигар, марок, форматов приятно удивило. Первое: почти все сигары были кубинскими. Второе: предлагались не просто дежурные марки, но почти все кубинские бренды, включая последние выпуски — таких как Cohiba Maduro 5 трех форматов. Были и эксклюзивные сигары, которые я не удержался и купил: Montecristo № 4 RA Reserva Cosecha 2002, выпущенные всего в количестве 5000 коробок.
Ну, а кальян я все же покурил. Правда, кальянная переехала на пляжную территорию. Это не самое лучшее место и не самый оригинальный антураж: великолепные шатры заменены тентами от солнца, мягкие диваны – пляжными креслами.
Но сказка удалась. И сейчас, глядя из окна моего офиса на серое московское межсезонье, я вспоминаю дубайское солнце, мягкие подушки восточного дивана, клубы ароматного дыма и слова, повторяемые словно молитву: «как хорошо»!
Анатолий Рычков,
первый вице-президент Московского сигарного клуба