Воспоминание о Курехине

События
Гостем Московского сигарного клуба стал Александр Кушнир, музыкальный журналист и продюсер, один из самых авторитетных исследователей русского рока. Вспоминали музыканта Сергея Курехина.

О создателе «Поп-Механики» Кушнир написал книгу «Безумная механика русского рока». И начал свое выступление с того, что период жизни, когда писал ее – самый счастливый в его жизни. Александр вспоминал свои встречи-интервью с Курехиным (пожалуй, никто из российских журналистов не может похвастать таким количеством личных встреч с Курехиным).

С детства Сергей был необычным ребенком. В девять лет придумал историю про кактусы-мутанты, вдохновившись суккулентами, которые выращивала его мама. И уже в школе основал свою первую группу «Электрон».

Один из самых ярких эпизодов в жизни Курехина – его участие в Helsinki Festival в 1995 году. Еще до начала фестиваля финские журналисты бросили ему вызов, заявив, что вряд ли он, русский, чем-то сможет их удивить. И тогда Сергей решил, что нужно не просто удивить, а выступить так, чтобы концерт стал легендарным.

Собрав питерских музыкантов, которых Курехин называл «самыми оголтелыми, озверевшими, дикими, самыми настоящими», придумывает нечто непостижимое. Рассказывая про это, Кушнир театрально встал на колени и попросил всех непременно посмотреть сохранившийся отрывок этого концерта. И далее живописал это действо: «Начинается шоу. Выходит Курёхин, одетый в серебристо-блестящий костюм Ихтиандра, и исполняет на фортепиано менуэты, стилизованные под венских классиков. Казалось, ничто не предвещает беды. На сцене появляются контрабасист Владимир Волков в форме ксендза, барабанщик Юра Николаев, переодетый в черного монаха, гитарист Слава Курашов в инквизиторской рясе, саксофонист Миша Чернов из “ДДТ” и басист Саша Титов из “Аквариума” – в красной сутане и в колпаке палача. Короче, “allstars” ленинградского рок-клуба, которые играют некий странноватый фри-джаз… Потом звучат фрагменты из Гершвина, Свиридова и что-то из “Новых композиторов”. Курёхин вместе с Волковым и Черновым импровизирует на флейте, прыгает в ширину, дирижирует руками в воздухе, катается по сцене, машет ногами и кричит всякую тарабарщину.
Вскоре к этому цирку абсурда присоединяется тевтонский рыцарь в квадратном шлеме с рогами — герой хард-роковой гитары Александр Ляпин. Одетый в доспехи из кинофильма «Александр Невский», Ляпин начинает пилить на гитаре металлические риффы. Ему подыгрывает вся “Поп-Механика”, делая музыку всё громче и громче… По плану Курёхина этот идиотский примитивизм с авторским названием «Слоны еб**ся» должен передавать в зал волны тревоги. Мол, не всё будет спокойно в королевстве финском! Апокалипсис – не за горами!
Раздвигается занавес, и зрители видят несколько огромных крестов. Как на кладбище… Но кресты мало того что крутятся, они еще и пылают! И вот на этих горящих крестах висят распятые полуголые люди, которые, похоже, пылают вместе с крестами. До зрителей доносится запах жареного человеческого мяса… Ну, не знаю, может, там каким-то хитрым дезодорантом брызнули… Затем раздвигается еще один занавес, и дальше происходит то, что не укладывается ни в какие мозги. На возвышении стоят две чеховские качели, на которых раскачиваются бабули с распущенными седыми волосами. На обнаженных плечах у них видны крамольные татуировки, а вместо зубных протезов под лучами лазеров отсвечивают небольшие клыки. В общем, какой-то “Вишневый сад” наоборот…». После этого выступления Курехина позвали организовать фестиваль в лондонском Королевском Альберт-холле, но оборвавшаяся жизнь не позволила этим планам осуществиться.

Не менее интересный эпизод – в 1987 году «Поп-Механика» участвовала в советской телепередаче «Музыкальный ринг», где среди зрителей были комсомольские вожаки и профессиональные психиатры. Им поставили задачу разнести дерзкого музыканта в пух и прах, однако Сергей сумел обаять всех, разгром провалился.

Помимо музыки Курехин глубоко интересовался литературой, за ночь мог «проглотить» 5-7 книг. Он великолепно разбирался и в живописи. Вот как рассказал про один из эпизодов Кушнир: «Как-то утром в 1995 году звонит Курехин своему приятелю и говорит – мол, приезжай, я продаю свою коллекцию японских дисков, которых, понятно, у него была масса. Ну, у чувака было 300 долларов, он их взял, приехал и диски забрал. И, уже уходя, спрашивает: слушай, а на … тебе деньги? А Курехин отвечает: “Мне в букинистическом отложили книгу литографий Эль Лисицкого”».

Выступление Александра Кушнира было наполнено драматургией – по выразительности его можно сравнить с рассказами Эдварда Радзинского. Если что-то и выдумка – артистично и захватывающе. И главное — в духе Курехина. Человека из тех, каких больше нет.

На вечер Московского сигарного клуба, который прошел на крыше Финама, Кушнир пришел не один. С собой он привел музыкантов из рок-группы «Летная школа». Ребята сыграли для нас отличный концерт. В конце гостей ждал сюрприз – песню на бис под аккомпанемент рокеров исполнила джазовая певица Фантине Притула, выступавшая в этом году на XII Никарагуанской лужайке.

Николай Касьянов о Сергее Курехине

Член МСК Николай Касьянов, один из руководителей Интерфакса, знал Курехина лично. Специально для Сигарного портала он написал авторскую колонку об этом удивительном человеке.

Фото: Ульяна Селезнева

 

Оцените статью