Человек с сигарой. Иван Крамской

Человек с сигарой
Идеолог целого поколения художников-реалистов - он был выдающейся фигурой в культурной жизни России 1860-1880-х годов

Идеолог целого поколения художников-реалистов — он был выдающейся фигурой в культурной жизни России 1860-1880-х годов.

  Сегодня, 8 июня, исполняется 178 лет со дня рождения русского живописца и художественного критика Ивана Николаевича Крамского, истинного ценителя и любителя сигар. Информации о том, какие именно сигары предпочитал Иван Николаевич Крамской, – нет, зато достоверно известно, что сигарокурение было его страстью, об этом он неоднократно упоминал в своей переписке. В одной из статей, в которой собраны письма Крамского, член Академии художеств СССР М.А. Лифшиц приводит часть письма, посвященного имущему классу, признакам банкротства буржуазии, которые Крамской видел в колоссальном росте государственного долга и кредитной системы в целом:

  «… Эта милая цивилизация, для того чтобы не объявить себя банкротом, должна забираться в Среднюю Азию, Африку, к диким племенам далеких пространств, и обирать их, порабощать, убивать или, еще лучше, развращать […] Вот почему еще есть ресурсы и для правителей, есть ресурсы и для буржуазии на целые десятки, а может, и сотни лет жуировать и услаждать себя всячески; а что будет потом? Нам какое дело? На наш век хватит! […] На поверку-то оказывается, что мы подвинулись действительно в знании, но употребили его все на то, чтобы получше дикарей устроить наши карманы; мы не хуже, а в тысячу раз лучше и спокойнее дикарей смотрим, как на наших глазах умирают племена, и только потому, что мне, привыкшему к камину и сигаре, жаль это потерять!»

  Многие соотечественники Ивана Николаевича Крамского считали его не только художником: «Когда В.В. Стасов впервые собрал большую часть его переписки, он поразился раскрывшейся перед ним картиной громадной духовной работы, которая совершалась в этой незаурядной личности. И Стасов назвал Крамского великим писателем об искусстве, величайшим художественным критиком века.

  К этой оценке нужно прибавить, что значение Крамского выходит за пределы искусства. Деятельность художника заслоняет от нас другую, не менее важную сторону его биографии. Переписка Крамского — одна из интереснейших глав истории русской общественной мысли XIX века. Его анализ развития культуры на Западе и в России, его критика мерзости рабских отношений, казенных и частных, его ненависть к паразитам, чиновникам и дельцам, и уважение к народу, из которого он вышел, до сих пор заставляют биться сердце, не лишенное способности отличать чистое золото от подделки. Между тем многие ли знают Крамского с этой стороны?»

  Иван Крамской родился (27 мая) 8 июня 1837 года в Воронежской губернии. Учился в Острогожском училище, где окончил курс с похвальными листами по всем предметам 12 лет от роду. В тот же год лишился отца. Подрабатывал писарем в местной думе. Пятнадцати лет от роду поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим войсковые учения. С этим фотографом и объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста. В 1857 году Крамской появился в Петербурге и, не имея никакого систематического художественного образования, дерзнул подать документы в Академию художеств. Успешно сдал экзамены и оказался студентом Академии.

  Крамской — художник жанровой, исторической и портретной живописи, вдохновитель и организатор передвижников. Он создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (Лев Толстой, 1873; Иван Шишкин, 1873; Павел Третьяков, 1876; Салтыков-Щедрин, 1879 – все находятся в Третьяковской галерее).

  Иван Николаевич Крамской ушел из жизни за работой. В последний свой день, (24 марта) 5 апреля 1887 года, он несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг побледнел и бездыханный рухнул на мольберт.

   Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью