Человек с папиросой – Горький

Человек с сигарой
18 декабря 1902 года на сцене Московского художественного театра – премьера «На дне». Бешенный успех! В театре никогда ничего подобного не было – рассказ о людях, живущих на дне (Горький так и планировал назвать пьесу «На дне жизни», но Немирович-Данченко сократил).

Автора вызывают на сцену. Он выходит ошарашенный – «Очень было смешно смотреть, как он, впервые появляясь на подмостках, забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, как он улыбался от смущения, не догадываясь о том, что надо вынуть папиросу изо рта и кланяться зрителям», – писал Константин Станиславский.

Горький становится супер-знаменитостью. Везде, где он появляется, – толпы поклонников. На улицах Москвы продают календарики с его портретом. Уже в январе (месяца не прошло) пьесу ставят в Берлине, и она выдерживает триста (!) спектаклей подряд.

Алексей Максимович теперь самый богатый писатель России. Он создает товарищество «Знание» и начинает платить писателям реальные гонорары. Например, Леониду Андрееву вместо 300 рублей, предложенных издателем Сытиным, платит 5642 рубля – это почти четыре с половиной миллиона современных рублей.

Будучи курякой, к сигарам Горький относился скептически: «Подумайте, как это красиво – в центре мира стоит жирный человечек с брюшком, любитель устриц, женщин, хороших стихов, сигар, музыки, человек, поглощающий все блага жизни…» – писал Алексей Максимович в «Заметках о мещанстве». Хотя сам сигары курил. Иногда. В Италии, например, – тосканы. В «Сказках об Италии» пишет про старика: «Достал откуда-то длинную и неровную черную сигару, разломил ее…» Их, тосканы, до сих пор делят на две части, правда, теперь чаще режут, чем ломают.

В общем, нижегородский сигарный клуб «Горький» вполне заслуженно в своем названии использует имя своего великого земляка.

Оцените статью